Описание проблемы
Запуск пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги, планирующийся на 2016 год, должен существенно снизить напряжение на дорожную сеть Москвы и разгрузить метро. Многие станции этой дороги будут связаны с метрополитеном и радиальными ветками железной дороги с помощью многофункциональных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Пассажиропотоки на одном из будущих узлов были смоделированы при помощи AnyLogic компанией «ИТС Консалтинг» (Simulationx) для ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД). Имитационное моделирование было призвано наглядно отобразить процесс работы будущего транспортно-пересадочного узла.
Целью моделирования являлась оценка работоспособности ТПУ «Черкизово» при пиковых нагрузках по пассажиропотоку для выявления лимитирующих элементов, ограничивающих пропускную способность ТПУ (коридоры, лестницы, эскалаторы, турникеты, кассы, автоматы по продаже билетов и др.). Работа ТПУ считалась нормальной, если за исследуемый период времени (час пик с 8:00 до 9:00) не наступало затруднений при передвижении пассажиров в ТПУ и их обслуживании в сервисах.

Решение
Модель ТПУ «Черкизово» использует пешеходную и железнодорожную библиотеки AnyLogic. Для визуализации модели использовался встроенный в программу функционал 3D-анимации. В модели ТПУ «Черкизово» интегрированы перспективная станция ОАО «МКЖД» и существующая станция метрополитена «Черкизовская». Модель состоит из следующих элементов:
- Северный и южный терминалы МКЖД;
- Северный и южный павильоны метрополитена;
- Северный и южный переходы из метрополитена к МКЖД;
- Платформы метрополитена и МКЖД.
Пассажиры приходят в терминал пешком или осуществляют пересадки между МКЖД и метро, наземным общественным транспортом и личным транспортом. Алгоритмы передвижения пассажиров на вход и выход представлены на схемах ниже.

Алгортимы передвижения пассажиров на вход и выход.
Для создания корректной модели учитывались такие особенности моделируемой системы как:
- Неравномерность распределения нагрузки на терминалы ТПУ;
- График прибытия поездов МКЖД и метрополитена (залповое распределение пассажиров во времени);
- Неравномерность распределения пассажиров в составе электропоездов МКЖД и метрополитена (в вагонах ближе к выходу пассажиров больше);
- Процентное соотношение пассажиров, имеющих и не имеющих проездные документы;
- Процентное соотношение пассажиров, приобретающих билеты в кассах и автоматах;
- Учёт льготных категорий граждан, покупающих билеты только в кассах при предоставлении необходимых документов (увеличивает время обслуживания в кассах).
Моделирование проводилось по исходным данным, предоставляемым заказчиком, среди которых были:
- Характеристики составов, вагонов, эскалаторов, платформ и турникетов;
- Распределение пассажиропотока по количеству входов и выходов, билетным кассам, автоматам по продаже билетов, а также распределение пассажиров по составу поезда и по платформе;
- Время на обслуживание одного пассажира в кассе и автомате по продаже билетов, время прохода через турникеты, время стоянки поезда на платформе;
- Скорость движения пассажиров пешком и скорость движения поездов вдоль платформы.
Результаты
Моделирование показало, что рассмотренное планировочное решение ТПУ «Черкизово» полностью справляется с заданной нагрузкой и имеет запас по лимитирующим элементам. Однако ожидается, что в условиях увеличения пассажиропотока движение будет затруднено из-за очередей в кассах, так как они расположены на пути основного потока пассажиров – по ходу следования к турникетам.
Чтобы оптимизировать нагрузку на билетные кассы и автоматы по продаже билетов, а также снизить продолжительность обслуживания пассажиров, Заказчику рекомендовано реализовать комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на снижение количества обращений в билетные кассы и стимулирование покупки билетов в автоматах и использования других современных технологий оплаты проезда. Также Заказчику рекомендовано уменьшить количество автоматов по продаже билетов, так как часть из них не будет использоваться даже в случае перераспределения пассажиров между кассами и автоматами.
Модель ТПУ «Черкизово» в дальнейшем будет использоваться специалистами ОАО «МКЖД» для определения оптимальных параметров других пересадочных узлов. Кроме того, на базе модели будут проводиться исследования поведения пассажиров при возникновении нештатных ситуаций (пожар в терминале, отказ эскалатора и т.д.).
По результатам работы получен положительный отзыв от руководства ОАО «МКЖД».
