Проблема
Организаторы выставки современного искусства “Аметрия" в афинском музее Бенаки хотели удивить посетителей и подошли к её устройству нестандартно. Они спроектировали выставочное пространство в виде лабиринта. Такая топология позволила организаторам разместить самые выдающиеся экспонаты выставки так, чтобы посетителям было трудно их найти. Чтобы протестировать проектируемую топологию, организаторы наняли инженеров консалтинговой компании Fair Dynamics.
Для реализации этого проекта консультанты выбрали ПО AnyLogic. С его помощью они смоделировали топологию проектируемого выставочного зала галереи, расположение картин и перемещение посетителей выставки.
Целью консультантов было определить:
- зоны с высокой и низкой плотностью посетителей;
- маршруты посетителей внутри галереи;
- количество просмотренных картин типичным посетителем;
- уровень удовлетворённости посетителей на основании количества просмотренных картин.
Решение
Чтобы смоделировать передвижение посетителей, инженеры использовали возможности Пешеходной библиотеки AnyLogic. Она позволила задать правила передвижения посетителей выставки по галерее. При этом скорость движения людей в модели изменялась в зависимости от плотности потока и дистанции между ними.
Организаторы выставки хотели узнать, как индивидуальное поведение посетителей влияет на их настроение и физическое состояние. Чтобы отразить это в модели, инженеры использовали агентный подход, причём агентами выступили как посетители выставки, так и экспонаты. Так инженеры смогли отследить их взаимодействие и проанализировать:
- настроение посетителей в зависимости от количества просмотренных экспонатов, плотности потоков в выставочном зале и других переменных;
- степень вовлечённости посетителей на основе их взаимодействия с экспонатами и времени, проведённого внутри галереи;
- физическое состояние посетителей (бодрость, усталость, расслабленность), чтобы выдать рекомендации по размещению картин на основании этих данных.
Для повышения точности модели параметры посетителей были взяты из опросов людей, ранее посещавших другие выставки.
Консультанты Fair Dynamics также создали в модели дружественный интерфейс. Это стало возможным благодаря интеграции AnyLogic с библиотекой графических компонентов Java Swing.
Модель легко настроить и запустить c помощью интуитивно понятных элементов управления и индикаторов. Параметры для настройки включают:
- время открытия и закрытия выставки;
- длительность нахождения посетителей в каждой зоне выставки и у каждого экспоната;
- количество посетителей в час;
- максимальное время нахождения посетителя в галерее;
- процент времени, которое посетитель может провести перед экспонатом;
- процент посетителей с высокой степенью заинтересованности.
В модели посетители двигаются по галерее в соответствии с заданной логикой:
- Посетитель входит в выставочный зал по заданному расписанию и, присоединившись к группе других посетителей, начинает движение.
- В зале посетители осматривают экспонаты, которые изображаются в модели в виде точек. Чтобы посетитель увидел экспонат, между ними не должно быть препятствий. Если посетитель замечает картину, точка меняет цвет.
- Чем дольше посетители ходят по выставочному залу, тем больше они устают. Чтобы снизить уровень усталости, они останавливаются у мест отдыха. Время нахождения на выставке для каждого посетителя зависит от того, насколько он увлечён просмотром экспонатов. В случае, если посетитель долго ходит по галерее, но не видит картин, он уходит с выставки.
После запуска модели на экране появляется план зала, по которому передвигаются посетители. С помощью карты плотности можно посмотреть на распределение потоков посетителей в галерее. Все действия посетителей записываются в левой части экрана. Также модель отражает расширенную статистику, включая:
- общее число посетителей галереи;
- количество посетителей в галерее на текущий момент;
- распределение посетителей по группам;
- среднее время нахождения посетителя в галерее и её секциях;
- информацию по экспонатам: сколько посетителей познакомились с каждым экспонатом;
- информацию по посетителям: количество просмотренных экспонатов, время нахождения в галерее, пройденное расстояние;
- маршрут движения посетителей выставки.
Результаты моделирования также показывают время, необходимое для полной эвакуации посетителей галереи.
Результат
C помощью ПО AnyLogic консультантам и организаторам выставки удалось:
- найти зоны в галерее, где плотность потоков посетителей достигает критических значений, и выбрать оптимальные варианты топологии выставочного пространства и расположения картин;
- оценить, как поведения посетителей в галерее влияет на их физической состояние;
- оценить вместимость выставочного пространства;
- разработать схему эвакуации посетителей в чрезвычайных ситуациях.
Чтобы помочь пользователям модели быстрее разобраться в работе с моделью, консультанты использовали Java-библиотеки для создания интуитивно понятных элементов управления. Полученные в результате моделирования маршруты посетителей были использованы для создания буклетов с 1000 уникальных маршрутов по пространству выставки.

Презентация проекта представителем компании Fair Dynamics на конференции AnyLogic