Классические экономические модели строятся на предположении, что люди ведут себя рационально и предсказуемо, имеют определенные предпочтения и на их основе принимают решения. Поведенческая экономика — это новый вариант экономического анализа, который, сочетая в себе элементы экономики и психологии, позволяет лучше понять реальное поведение людей.
В рамках этого нового подхода возникают различные теории, одна из них — теория перспектив. Согласно этой теории, решения людей не всегда оптимальны, и их выбор часто зависит от предложенных вариантов. Выбор может зависеть от контекста и различных отклонений, например отклонения из-за фокуса на одном решении, отклонения из-за эффекта толпы и т. д. Учитывая такие отклонения, можно достигать положительного результата. Кроме того, чтобы достичь рационального решения, можно изменить фокус или контекст выбора.
Проблема
В компаниях сотрудники принимают решения, влияющие на деятельность организаций. Рациональные и нерациональные решения людей имеют кратко- и долгосрочный эффект. Кроме того, в реальности организации также включают в себя различные системы и подсистемы.
Компания Astellas Pharma объединила с помощью ПО AnyLogic поведенческую экономику с системологией и разработала имитационные модели. Эти модели помогли определить, как решения, принимаемые сотрудниками, влияют на эффективность работы компании.
Решение
В этом примере исследователи моделировали поведение сотрудников, используя агентный подход. Сначала исследователи с помощью принципов поведенческой экономики определили, как агенты (сотрудники) принимали решения. Затем, используя системную динамику, они узнали все непреднамеренные последствия и новое поведение организации.
Изначально модель представляла собой проект, который помогал задавать правильные вопросы. Многие из них были связаны с укреплением доверия между командами и ролью психологической безопасности, а также продуктивностью команды и эффективной работой организации. Модель анализировала взаимодействие между командами, сотрудниками одной команды и сотрудниками разных команд.
Исследователи могли менять размеры команд и их количество. Для команд разного размера динамика доверия развивалась с течением времени по-разному. Кроме того, менялись задаваемые вопросы.
Некоторые команды работали, используя подходы на основе исследований, если неопределенность была достаточно высокой, а уровень успеха низким, в то время как в других командах успех был более предсказуемым. Наконец, исследователи этой модели сравнивали, как с течением времени укреплялось доверие в давно сформированных и новых командах.
Выводы
Сначала исследователи изменили штраф взаимодействия с людьми (штраф отрицательного результата), применив модель поведенческой экономики. Они обнаружили, что продуктивность команды изменилась, то есть эксперимент показал ожидаемый результат. Далее исследователи сделали еще несколько выводов.
Затем с помощью модели исследователи отвечали на вопросы, связанные с размером команд. А именно, меняются ли доверие и продуктивность с изменением размера команды? Результаты показали, что в маленьких командах доверие очень высоко, но по мере роста числа сотрудников (например, до 50 или 100) оно снижается. То же самое происходит с продуктивностью.
Третий вывод был связан с тем, как типы задач могут влиять на взаимодействие сотрудников. Исследователи искали ответы на следующие вопросы:
- Что происходит, когда команда получает задачи, которые нужно выполнять коллективно или индивидуально?
- Требует ли коллективная задача большого уровня доверия, и влияет ли тип задач на доверие и продуктивность?
Исследователи обнаружили, что маленькая команда работает эффективно, поскольку в ней достаточно высокий уровень доверия, а значит и продуктивности. Однако, по мере увеличения размера доверие в команде падает. Если добавить в модель такой сложный параметр, как смешанные задачи, доверие и продуктивность снижаются еще больше.
То есть при решении смешанных задач в более крупных командах уровень доверия будет ниже. Поэтому, чтобы повысить продуктивность, нужно изменить размер команды или тип задачи.
Следующие шаги
Эта модель помогла исследователям понять, какие целевые факторы нужно изменить, и можно ли применять «подталкивания». С помощью модели исследователи уже сделали несколько важных выводов. А поскольку модель еще дорабатывается, значит, в будущем они получат и другие результаты. Например, смогут определять оптимальные размеры команд, а также моделировать влияние неэффективных сотрудников, изменений по стратегическим направлениям и даже результаты совместной работы и коммуникации между отделами.
И наконец, с помощью модели исследователи смогут проанализировать непреднамеренные последствия изменений в организации, а также улучшить стратегии, структуры и процессы, фокусируясь на влиянии решений отдельных сотрудников.
Этот проект представили на конференции AnyLogic 2021 Аканша Саксен из Astellas Pharma и Курт Кройгер из Kreuger Consulting.
