Задача
Территория строящегося транспортно-пересадочного узла станции метро "Волоколамская" расположена в районе Митино Северо-Западного административного округа Москвы. Основная загрузка улично-дорожной сети (далее – УДС) приходится на радиальные автомагистрали - Пятницкое шоссе и Новотушинский проезд. Эти автомагистрали используются для обслуживания жилого района в зоне тяготения станции и трудовой миграции между Московской областью и Москвой. Компания «ИТС-консалтинг» (Simulationx) получила задачу проверить работоспособность проектируемой УДС при пиковых нагрузках в утренний и вечерний часы с учётом перспективного роста автопотока до 2025 года. Заказчиком проекта выступило ГУП "Московский метрополитен".
Решение

Для выполнения задачи было решено разработать имитационную модель дорожного движения всех видов личного и общественного транспорта с разными габаритами и логикой движения и протестировать с помощью модели рабочие сценарии развития улично-дорожной сети до 2025 года. Для моделирования использовалась Дорожная библиотека AnyLogic, которая на тот момент находилась в превью-режиме.
Процесс моделирования включал в себя 3 этапа, обзор которых дан в таблице.
Интерактивный режим работы модели позволяет пользователю задавать и редактировать такие данные как:
- Интенсивность автопотока.
- Время действия светофорной фазы.
- Регулировка вероятности заезда на парковку.
- Соотношение автобусов и маршрутных такси.

Результат
На 1-м этапе моделирования были выявлены участки с затруднённым движением. На первом участке длина очереди перед светофором составила ~ 65 авто в одну полосу, на втором участке очередь составила 80 автомобилей. Прогон модели на 2-м этапе показал, что с ожидаемым ростом потока ситуация на данных участках значительно ухудшится. Очередь на 1-ом участке вырастет с 65 до 80 авто, а на участке №2 с 80 до 140 авто.
Исходя из полученных результатов, заказчику был предложен ряд мероприятий, направленных на оптимизацию проблемных участков УДС. Предлагалось оптимизировать светофорные фазы, расширить дорогу на одну полосу и добавить заездные карманы. На втором участке также предлагалось изменить способ заезда на парковку и синхронизировать светофор с первым участком.
На основе предложенных рекомендаций по оптимизации была построена перспективная модель, учитывающая перспективную нагрузку по автопотоку на 2025 год. Результаты моделирования показали увеличение пропускной способности на проблемных участках более чем в 2 раза.
Кроме ТПУ «Волоколамская», сотрудниками «ИТС-консалтинг» были выполнены аналогичные проекты ещё по 6 станциям метрополитена: «Митино», «Строгино», «Аэропорт», «Свиблово», «Алексеевская», «Косино». Также были построены модели УДС зоны тяготения «Мосфильма» и проспекта Андропова рядом с метро «Технопарк».