Одним из масштабных инфраструктурных проектов сочинской Олимпиады стало строительство совмещенной автомобильной и железной дороги "Адлер — Альпика-Сервис" и вокзалов для нее. Этим путем спортсмены и зрители будут добираться к горным стадионам и ледовым дворцам. Предполагается, что пропускная способность по железной дороге составит до 8,5 тыс. пассажиров в час и по автомобильной дороге — до 11,5 тыс. в час. Поезда будут следовать с интервалом 6-8 минут.
Проектирование вокзалов РЖД поручило ОАО «НИИАС», научно-исследовательской организации, специализирующейся на управлении движением и инфраструктурой железных дорог. НИИАС обладает более чем полувековым опытом в создании средств автоматизации для железных дорог и внедрении информационных технологий в отрасль.
В рамках проекта по разработке технологии организации движения и обеспечения безопасности пассажиров при помощи программы AnyLogic были созданы имитационные модели 5 вокзалов на указанной трассе. С помощью имитационного моделирования пассажиропотока были определены минимально возможные интервалы между поездами и найдены решения, позволившие обеспечить требуемую пропускную способность вокзалов. Также по результатам моделирования было принято решение установку турникетов на вокзалах произвести только после Олимпиады, так как они замедляют пассажиропоток.
Для максимально приближенной к жизни имитации пассажиропотока была использована технология агентного моделирования. Это единственный подход в имитационном моделировании, учитывающий индивидуальное поведение пассажиров. Совместно с агентным в меньшем масштабе в проекте был применен и метод дискретно-событийного моделирования, с помощью которого имитировалось движение поездов. В НИИАС отметили такие преимущества AnyLogic, как поддержка всех существующих методов имитационного моделирования и наличие мощной библиотеки для моделирования движения поездов и пассажиров.
Получив основные результаты моделирования, специалисты НИИАС в настоящий момент продолжают работу над проектом, с учетом новых условий и добавлением различных ограничений. По словам заместителя начальника отдела технологии работы и обеспечения пропускных способностей железнодорожных станций и участков НИИАС Александра Игнатенкова, имитационное моделирование при проектировании новых путей/вокзалов используется почти всегда. В частности, на основе этой технологии был проведен расчет времени оповещения пассажиров на платформе о приближении скоростного поезда «Сапсан» и моделирование движения электропоездов по двухпутной вставке (мосту) проектируемого скоростного участка Москва-Смоленская — Усово.
По материалам пресс-релиза на