Проблема
Королевский корпус электромеханических инженеров поддерживает в исправности все электрооборудование британской армии. На инженеров корпуса возложены задачи по техническому обслуживанию, восстановлению и ремонту боевого снаряжения, чтобы сохранить его в боевом порядке на поле боя и на военных базах, как на территории королевства, так и за рубежом.
Помимо прочего, инженеры работают с одним из самых современных в мире многоцелевых боевых вертолётов — «Апач». Потребность этих вертолётов в техническом обслуживании очень высока: на 1 час их полета приходится около 35 часов обслуживания. Это наряду с другими причинами привело к тому, что руководство корпуса посчитало необходимым пополнить кадровый состав и расширить отдел механики. Однако руководители вышестоящей организации — Корпуса армейской авиации — считали, что ресурсов и так более чем достаточно, поскольку в среднем по организации персонала хватало, чтобы справиться с рабочей нагрузкой.
Разногласие между этими двумя организациями продемонстрировало, что руководству необходимо тщательнее изучить данные, чтобы принять обоснованное решение по проблеме персонала. Руководители корпуса поручили консультантам компании Decision Lab создать программный инструмент для планирования кадровой политики, с помощью которого они смогли бы оптимизировать графики работы и решить кадровые вопросы. Тем самым они стремились повысить количество одновременно доступных для эксплуатации вертолётов, не занятых на техобслуживании, при меньших издержках на персонал. Для достижения этой цели консультанты решили построить имитационную модель процессов техобслуживания, используя ПО AnyLogic. В своей работе они преследовали следующие цели:
- отобразить в цифровой среде процессы цикла подготовки к эксплуатации;
- проанализировать причинно-следственные связи между процессами;
- определить стратегии решения кадровых вопросов, в том числе использование услуг внешних исполнителей при необходимости;
- составить прогнозы по периодам наибольшей и наименьшей рабочей нагрузки;
- изучить, как действия персонала, один из ключевых факторов процесса подготовки к эксплуатации, могут повлиять на систему.
Решение
Консультанты разработали имитационную модель для анализа и дальнейшей оптимизации процессов техобслуживания в течение цикла подготовки к эксплуатации. Модель включала 3 области сложного поведения, как и в реально существующей системе:
- Вертолёты — в модели они эксплуатируются в разных местах, где их обслуживают сопровождающие их инженеры, а затем возвращаются на базу, где также проводится техобслуживание. С течением жизненного цикла летательных аппаратов их компоненты изнашиваются случайным образом.
- Развёртывание — размещение авиасредства в разных локациях и сопутствующее техобслуживание в модели задано на период в пять лет. Поскольку невозможно планировать развёртывание на такой длительный срок, эта неопределенность была отражена в модели. Кроме того, консультанты задали в модели зависимость износа компонентов судна от погодных условий места развёртывания.
- Персонал — на основе реальных данных консультанты отразили в модели, как влияют на цикл подготовки авиасредства к эксплуатации опыт, индивидуальная эффективность и стресс обслуживающего персонала.
С помощью многоподходного моделирования AnyLogic консультантам удалось отобразить в модели всю сложность процессов цикла подготовки к эксплуатации, не прибегая к упрощениям. Особенно важным было использование агентного моделирования: оно позволило получить надежную статистику за счет подробного отображения поведения инженеров, их опыта и уровня эмоционального выгорания.
Имитационная модель включала следующие статистические данные:
- количество работников на заданный период и количество авиасредств;
- занятость работника в разное время;
- средний уровень стресса;
- средний уровень опыта;
- средняя эффективность работника.
Результаты показали, что человеческий фактор сильно сказывается на цикле подготовки к эксплуатации: например, если инженер устал, то его работа становится неэффективна — она займет больше времени и повлияет на все связанные процессы. Однако при привлечении к работе внешних исполнителей эффективность тоже снижается, поскольку новички, как правило, менее опытны. Таким образом, руководству корпуса необходимо было найти баланс между перегрузкой опытного персонала, что вызывало эмоциональное выгорание, и наймом сотрудников с меньшим опытом.
Имитационная модель позволила руководству понять следующие взаимосвязи:
- Когда вертолёты отправляются на развёртывание на другие базы, персонал на основной базе мало задействован, хотя некоторые вертолёты всё ещё остаются там. Однако, когда группа вертолётов возвращается домой, все сотрудники максимально загружены. При дальнейшем составлении графиков работы следует учитывать этот факт.
- Когда инженеры отбывают в командировки для сопровождения вертолётов при развёртывании, на базе остается мало работников. Поэтому возникает риск: если одновременно вернётся слишком много вертолётов, персонала для их обслуживания будет недостаточно. Кроме того, инженеры на базе могут подвергнуться сильным перегрузкам, что может негативно отразиться на общих результатах работы.
- Поскольку плановый и внеплановый наём внешних исполнителей затратен, с помощью модели руководство рассмотрело способы его сокращения за счёт оптимизации рабочих процессов.
Результат
По итогам проекта консультанты предоставили клиенту систему поддержки принятия решений для планирования кадровой политики и усовершенствования процесса управления персоналом.
На первом этапе проекта модель показала, что при более разумном подходе к планированию, помимо достижения основных целей организации, возможно повышение боеготовности парка воздушных судов на 20% при меньших затратах.
Предполагается, что второй этап проекта может сэкономить корпусу около 2,7 млн. долларов на расходах на персонал.