Клиент
Порт Гавра — второй по величине порт Франции и пятый в Северной Европе. Порт включает терминалы различного назначения и обрабатывает жидкие, сухие, навалочные грузы, грузы общего назначения, контейнеры и ро-ро грузы; также используется для пассажирских перевозок. В частности, порт обслуживает более 2,2 млн TEU контейнеров в год.
Описание проблемы
Перед заказчиком стояла задача проектирования нового мультимодального терминала на территории порта. Мультимодальный терминал предназначен для обработки импортного и экспортного контейнерного грузопотока, перевозимого железнодорожным и речным транспортом. Мультимодальный терминал функционирует в связке с двумя морскими терминалами, на которых осуществляется обслуживание международных судов. Для организации взаимодействия мультимодального и морских терминалов заказчик планировал использовать челночные отправки железнодорожных составов. При этом рассматривались два варианта организации перевозок на территории порта — с использованием традиционных энергозависимых составов и составов, состоящих из автономных групп вагонов. Целью разработки имитационной модели являлось сравнение данных вариантов и выбор наиболее целесообразного из них с точки зрения минимизации затрат на перевозку контейнеров.
Решение
В результате осуществления проекта была разработана имитационная модель Порта Гавра, которая обладает следующими возможностями:
- Задание времени прибытия и требуемого времени отправки каждого контейнера для мультимодального и морских терминалов с разделением на железнодорожных и речной транспорт.
- Задание расписания прибытия и отбытия грузовых поездов для мультимодального терминала.
- Задание графика движения речных судов для мультимодального терминала.
- Изменение значений характеристик технологического оборудования (скорость движения, время обработки контейнера) для мультимодального и морских терминалов.
- Изменение значений характеристик железнодорожных составов, курсирующих между терминалами: количество доступных локомотивов; количество независимых групп вагонов; скорость движения на терминалах и между ними; др. временные операции, связанные с движением составов.
- Динамическая регистрация заполненности зон хранения контейнеров на терминалах, показателей качества обслуживания контейнеров (время нахождения на терминале, время перегрузки), коэффициентов использования технологического оборудования и подвижного состава.
- Динамический расчет затрат на функционирование терминалов и подвижного состава по отдельным статьям и суммарно.
- Отображение информации о статусе каждого контейнера, технологического оборудования и подвижного состава.
Разработанная имитационная модель позволяет моделировать функционирование порта на интересуемом временном диапазоне и получить оценку перечисленных выше характеристик. Т.о. модель позволяет не только сравнить две альтернативы организации перевозки контейнеров, но и оценить для обоих вариантов ряд важных количественных показателей.
Результат
Используя разработанную модель, заказчик сравнил два варианта организации внутрипортовых железнодорожных перевозок и выбрал наиболее оптимальный с точки зрения минимальных затрат, а также оценил необходимое количество единиц подвижного состава. Данные оценки позволили заказчику более обоснованно и наглядно представить проект по строительству мультимодального терминала перед государством и частными инвесторами.