Проблема
Техническое обслуживание военно-воздушных судов – длительный, сложный и дорогостоящий процесс. Он включает в себя дозаправку самолёта, пополнение боезапаса, а также предполётный и послеполётный осмотр высококвалифицированным персоналом.
Инженеры американской компании Lockheed Martin, специализирующейся в области авиастроения и авиакосмической техники, попытались усовершенствовать процесс техобслуживания военных самолётов с помощью имитационного моделирования AnyLogic.
Решение
Инженеры условно разделили процесс техосмотра на три этапа:
- инспекция самолёта на стоянке;
- получение допуска к полёту;
- считывание и обработка диагностических кодов бортового оборудования.
Чтобы зафиксировать действия авиационных техников на каждом этапе, было решено привлечь сторонних наблюдателей. Они следили за работой техников и использовали мобильное приложение для записи времени начала и окончания каждой задачи. Приложение позволяло отслеживать одновременно несколько задач и учитывать действия техников, которые невозможно было предусмотреть во время разработки приложения, в том числе благодаря функции звукозаписи. Приложение было простым в использовании и не требовало специальной подготовки персонала.

Затем инженеры агрегировали данные наблюдений, проанализировали результаты и загрузили их в модель. Чтобы в точности отразить динамику и взаимодействие составных частей процесса, инженеры использовали возможности агентного моделирования AnyLogic. В модели им удалось описать техпроцессы на низком уровне абстракции и учесть действия авиационных техников, состояние самолётов и работу с документацией на рабочих местах. Поскольку техники выполняли задачи с разной скоростью, разработчики также учли это в модели.
Следующим шагом была оптимизация процесса техобслуживания самолёта. Для этого инженеры редактировали модель и тестировали работу изменённой системы, проводя эксперименты в AnyLogic. Такой подход позволил:
- уточнить показатели для текущего рабочего процесса;
- предложить альтернативные пути выполнения тех же задач;
- предсказать влияние альтернативных решений на процесс техобслуживания.

Результат
Моделирование процесса техобслуживания самолёта в AnyLogic помогло выявить особенности и взаимосвязи, которые были неизвестны до этого. Например, выяснилось, что узким местом в процессе являлся разброс во времени выполнения задач. Из-за этого графики работы авиационных техников не были синхронизированы.
Модель также позволила протестировать различные сценарии процесса техобслуживания самолёта. Такой подход поможет руководству предлагать обоснованные изменения в схему работы персонала и оценивать их влияние на процесс техобслуживания.
Скачать полную версию (на англ. языке)
