Проблема
Регион Стокгольма (Швеция), как и любой регион, испытывает постоянную необходимость удовлетворять спрос на услуги здравоохранения различных групп пациентов. Каждая группа может быть рассмотрена как субпопуляция со своими особенностями, характеристиками и сложностями. Данный проект по имитационному моделированию рассматривал пациентов, которые нуждались в диализе почек. Многим из этих пациентов требуется часто посещать медучреждения.
Изначально при создании имитационной модели основной задачей было получить понимание, как лучше устроить обслуживание пациентов: иметь больше распределенных по территории небольших учреждений, или несколько компактно расположенных центров оказания услуг. Большинство моделей по мере разработки расширяются для удовлетворения новых потребностей и проверки новых идей, и эта не была исключением. Эта модель также рассматривает разные способы обслуживания пациентов: они могут обслуживаться на дому или в медучреждении, им может требоваться помощь специалиста или нет.
Решение
Эту макроуровневую проблему удобнее всего решать с помощью многоподходного моделирования. Агентный метод был использован для моделирования среды (региона) и пациентов, а дискретно-событийный подход был использован для воспроизведения работы медучреждений и простых процессов внутри них. Модель также включает анимацию, необходимую для наглядного представления и понимания результатов.
В данном случае некоторые важные выводы могли быть сделаны еще до запуска имитации благодаря анимации. Входные данные, предоставлявшиеся в Excel-файле и посредством ввода параметров вручную на экране запуска модели, позволяли увидеть на карте региона центры спроса на услуги (пациентов) и производственных мощностей (медучреждения). Если большинство пациентов проживало недалеко от больниц, спрос и предложение были сбалансированы по крайней мере в статической ситуации. Запуск модели позволял увидеть, будет ли ситуация стабильной динамически, когда в системе со временем начнут происходить изменения.
Результат
Чаще всего, особенно в здравоохранении, ценность имитационных моделей выражается в предоставлении как количественных результатов (статистики), так и качественных (например, возможности лучше понять проблему). В данном случае среди количественных результатов были достигнутые показатели обслуживания (и понимание того, были ли они достаточными), расстояния, которые пациенты преодолевали до больниц и коэффициенты использования ресурсов. Все это давало возможность понять, была ли пропускная способность медучреждений достаточной.
Качественные результаты помогли:
- Сильно повысить понимание проблемы у лиц, принимающих решения, и заинтересованных сторон.
- Осветить проблему со стороны географии региона (сторона, которая часто не учитывается).
- Катализировать и поддержать обсуждение проблемы, а также помочь сторонам с конфликтующими интересами понять, что не существовало однозначно плохих и хороших решений проблемы.
- Представить перспективы, масштабы проблемы и поставленные задачи визуально и динамически.
Качественные результаты моделирования часто важнее количественных. Однако количественные данные, полученные из имитационных моделей имеют более высокое качество, чем статистика, которую можно получить другими способами.
Эта модель в данный момент используется как инструмент поддержки принятия решений специалистами, занимающимися проблемами удовлетворения потребности в диализе в Стокгольме.