Группа компаний IBS, ведущий разработчик программного обеспечения и поставщик ИТ-услуг в Центральной и Восточной Европе, по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации выполнила проект «Апробация и ввод в эксплуатацию экспертно-аналитической системы прогнозирования потребностей в профессиональном кадровом обеспечении социально-экономического развития Российской Федерации в целях проведения экспертизы формирования контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования Российской Федерации».
О проекте
Необходимым условием успешной реализации запланированных мероприятий в сфере профессионального образования является совершенствование системы управления данной сферой, затрагивающее различные аспекты деятельности в сфере профессионального образования, в том числе прогнозирование потребности в подготовке кадров в системе профессионального образования и формирование государственного задания на подготовку кадров (контрольных цифр приема).
Государственный заказ должен стать действенным механизмом, способствующим обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации, что является одной из приоритетных задач государственной политики в контексте повышения конкурентоспособности российской экономики, благосостояния и качества жизни населения. Ключевыми моментами в решении данной задачи становятся: совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда и обеспечение сбалансированности спроса и предложения на специалистов с профессиональным образованием.
Наличие достоверных прогнозов потребности в трудовых ресурсах субъектов Российской Федерации позволит не только обоснованно сформировать задание на подготовку кадров, но и выявить несоответствия планов социально-экономического развития с возможностями (технологическими, кадровыми и т.д.) субъектов РФ, проработать различные сценарии и способы достижения поставленных целей, в том числе и баланса между спросом и предложением на рынке труда субъектов РФ, сформировать программу модернизации системы профессионального образования субъектов РФ.
Задачи проекта
- Создание единой экспертно-аналитической системы прогнозирования оптимального выпуска учреждений профессионального образования и формирования контрольных цифр приема (далее – Система прогнозирования) для:
- Экспертизы и анализа потребности экономики РФ и субъектов РФ в специалистах с профессиональным образованием;
- Экспертизы соответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности экономики РФ и субъектов РФ в специалистах с профессиональным образованием;
- Прогнозирования оптимального выпуска учреждений профессионального образования и формирования контрольных цифр приема при различных сценариях социально-экономического развития РФ и субъектов РФ.
- Создание условий для прогнозирования оптимального выпуска учреждений профессионального образования и формирования контрольных цифр приема в Российской Федерации и 83 субъектах Российской Федерации представителями федеральных и региональных органов управления образованием.
Решение
В рамках проекта по созданию Системы прогнозирования разработаны динамические модели прогнозирования для Российской Федерации и для 83 субъектов Российской Федерации. Динамические модели были созданы в имитационной среде AnyLogic, которая выгодно отличается удобством и простотой работы: отсутствие необходимости написания большого объема кода, наличие множества готовых библиотек и широкие возможности расширения функциональности инструмента за счет дополнительных надстроек.
Комплекс динамических моделей представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Комплекс динамических моделей Системы прогнозирования.
С помощью Системы прогнозирования выполнено формирование контрольных цифр приема в 2012 и 2013 годах и ведется в настоящий момент формирование контрольных цифр приема на 2014 год.
Результаты решения
Полученный в результате проекта набор информационных сервисов позволяет:
- Формировать оптимальный выпуск учреждений профессионального образования и контрольные цифры приема с учетом специфики каждого из субъектов Российской Федерации;
- Привести структуру подготовки профессиональных кадров в соответствие с потребностями рынка труда;
- Понизить уровень безработицы;
- Осуществлять расчеты для выбора оптимального сценария модернизации профессионального образования.
Преимущества решения
- Возможность одновременного анализа различных сценариев социально-экономического развития субъектов РФ;
- Использование комбинированного подхода, который учитывает, как макроэкономические процессы на уровне страны, так и процессы на уровне субъектов федерации;
- Формирование контрольных цифр приема в разрезе направлений подготовки (специальностей);
- Использование веб-интерфейса для обеспечения одновременной работы заинтересованных сторон и прозрачность процесса для участников;
- Автоматический поиск оптимального выпуска учреждений профессионального образования субъектов Российской Федерации.