Проблема
Одно из направлений деятельности Electricite de France (EDF), крупнейшей государственной электроэнергетической компании Франции — это развитие электрозарядной инфраструктуры и популяризация энергоэффективного транспорта. В рамках этого компания разработала проект по созданию инструмента для оперативного управления доставкой заказов электрогрузовиками в Париже и его пригороде.
Необходимо было оптимизировать транспортные перевозки таким образом, чтобы все заказы доставлялись своевременно. Для решения поставленных задач специалисты решили использовать имитационное моделирование и интегрировать в полученную модель отдельно разработанный компанией EDF алгоритм оптимизации подзарядки электрических батарей.

Решение
Чтобы точнее отражать работу реальной системы, модель, разработанная специалистами в среде AnyLogic, должна была учитывать ряд условий:
- электрогрузовик не должен разряжаться во время выполнения доставки;
- электрогрузовики заряжаются только на базе и на это требуется около восьми часов;
- мощность электрозаправки, которая находится на базе, ограничена и распределяется между отдельными зарядными установками определенным образом;
- в зависимости от того, нагружен электрогрузовик или пуст, количество потребляемой им энергии будет варьироваться;
- максимальная длина маршрута – 100 км.
С помощью агентного моделирования команда разработчиков также описала работу электрогрузовиков: для каждого из них были заданы состояния (в ожидании, загрузка, разгрузка, в пути и т.д.), которые сменяли друг друга по ходу работы модели, и характеристики (габариты транспортного средства, вес груза, скорость и т.д.).

При этом в модели использовались два типа электрогрузовиков, которые различались емкостью батарей. Специалисты также указали параметры электрозаправки, например, координаты GPS и мощность ее зарядных установок.
Далее, используя возможности ПО AnyLogic, разработчики модели отразили остальные объекты логистической сети на ГИС-карте и настроили 2D и 3D визуализацию электрозаправочной станции и электрогрузовиков. Таким образом, можно было с легкостью переключаться из режима карты Парижа и пригорода, который позволял наблюдать за работой всей системы, в более детальный режим объекта.
В ходе работы модель генерировала маршруты, которые отображала на ГИС-карте, а также собирала статистику по электрозаправочной станции, по каждой зарядной установке в отдельности, по состояниям грузовиков и статусам доставки заказов.
Команда EDF также могла варьировать плотность транспортного потока, изменять некоторые из ранее заданных значений параметров, включать и выключать зарядные установки и наблюдать, какое влияние это окажет на функционирование всей логистической сети.

Результаты
В рамках проекта команда EDF разработала имитационную модель доставки заказов электрогрузовиками, а также визуализировала логистическую систему и собрала статистику, используя возможности AnyLogic.
С помощью модели им удалось вычислить оптимальное количество и соотношение электрогрузовиков с разными типами батарей в транспортном парке. Они также рассчитали число и мощность зарядных установок, необходимое для бесперебойной и своевременной доставки товаров электротранспортом.
После того, как работа над моделью была закончена, специалисты EDF интегрировали в нее специально разработанный алгоритм оптимизации подзарядки электрических батарей. В дальнейшем, как только алгоритм был откалиброван, компания планировала на ее базе разработать инструмент, который позволит координировать работу электрогрузовиков в реальном времени.