Управление цепочками поставок в компании Infineon, крупном производителе полупроводников, хотело исследовать эффект кнута в цепочке поставок с целью снижения расходов и улучшения качества прогнозов поведения рынка. Они использовали AnyLogic для построения модели цепочки поставок от поставщика сырья до конечного потребителя.
Описание проблемы
Эффект кнута — феномен в цепях поставок, который заключается в усилении амплитуды колебания спроса (объема заказов) по мере удаления от реального источника спроса в цепи поставок. Колебания спроса намного выше на уровне потребителя полупроводников, чем на уровне потребителя конечного продукта. Отдел инноваций в цепях поставок компании Infineon желал исследовать следующие вопросы:
- Как выглядит эффект кнута в их цепочке поставок и насколько он силен;
- Какая связь существует между колебаниями спроса на конечный продукт и колебаниями спроса на полупроводники.
Решение
Было принято решение смоделировать каждого участника цепочки поставок при помощи агента. Поведение этих агентов было позаимствовано из известной «Пивной игры». Товары идут от поставщика сырья к производителю полупроводников (Infineon), далее к поставщикам первого и второго уровня, конечному производителю и, наконец, на рынок. Информация и заказы идут в обратном направлении. В качестве входных данных в модели использовались реальные данные по ВВП и объему рынка полупроводников.
Также сотрудники воссоздали в упрощенном виде внутреннюю структуру самой компании. Агент-Infineon был разделен на две части:
- Планирование и контроль – часть, принимающая решения об объеме производства и составляющая прогнозы;
- Основная система – часть, осуществляющая и принимающая заказы.
Агенты, Infineon и рынок были соединены при помощи дискретно-событийного моделирования. Таким образом, для создания реалистичной модели системы потребовалось скомбинировать несколько подходов имитационного моделирования.
Все агенты, кроме производителя полупроводников, были смоделированы идентично:
- Агенты производили типовые действия в соответствии с ситуацией на рынке (информация распространялась между агентами с задержкой);
- Агенты могли находиться в одном из двух состояний (спокойном и беспокойном), которое определялось соответственно количеству их товарных запасов:
- Агенты заказывали излишнее количество товаров в беспокойном состоянии (+ 20% спроса);
- Агенты заказывали меньшее количество товаров в спокойном состоянии (- 50% спроса).
Результат
Модель иллюстрирует типичное поведение агентов в цепочке поставок и эффект кнута. Результатом проекта стало следующее:
- Модель помогла проанализировать различные ситуации, возникающие на рынке, последствия эффекта кнута и усиление колебаний спроса при удалении от конечного потребителя в цепи поставок;
- Модель была использована для внутренних тренингов для иллюстрации эффекта кнута;
- Модель планировалась к использованию для общения с клиентами для совместной работы над уменьшением последствий эффекта кнута.
Программа AnyLogic была использована в компании Infineon специалистами отдела инноваций в цепях поставок. Сотрудники этого отдела до этого не имели опыта в программировании и не работали с инструментами имитационного моделирования. Все необходимые знания они почерпнули из находящихся в свободном доступе пособий по AnyLogic. Компания Infineon выбрала AnyLogic благодаря тому, что этот инструмент позволил им совмещать в одной модели подходы дискретно-событийного и агентного моделирования. Наряду с простотой в освоении, специалисты компании выделили это в качестве главного преимущества продукта.
Вы можете ознакомиться с презентацией представителя компании Infineon на конференции AnyLogic 2012 или скачать его презентацию:
