Необходимость принятия большого количества управленческих решений администрацией муниципального образования (МО), направленных на развитие и модернизацию городской инфраструктуры, делает актуальным использование автоматизированных систем поддержки принятия решений (СППР). СППР на основе имитационной мультиагентной модели МО способна стать инструментом комплексного анализа и прогноза развития ситуации в городе, позволяя оценить возможные риски реализации тех или иных проектов, их взаимное влияние и влияние на качество жизни горожан.
Общих математических формул, описывающих поведение столь сложных эволюционных систем, как МО, в целом, не найдено. Вычисления, соответствующие эволюции объектов, неприводимы к конечному аналитическому виду. Развитие таких систем может быть эффективно спрогнозировано только путем компьютерной имитации процесса эволюции.
Существующие в настоящее время разработки в этой области чаще всего являются узконаправленными, основанными на моделях изменения агрегированных параметров, и нацелены, как правило, на прогнозирование макроэкономических показателей. Примерами являются системы "Прогноз" (ЗАО «Прогноз», Д. Л. Андрианов), «АИС-Регион» (компания «Волгоинформсеть», д.э.н. В. А. Цыбатов), СИРЕНА (Институт экономики СО РАН, А. Г. Гранберг, С.А. Суспицын). Реализованные в данных системах модели основываются на системной динамике Дж. Форрестера и полностью или частично исключают возможность персонификации субъектов экономики.
Значительный интерес для решения данной задачи представляет исследование возможности применения агентной парадигмы к моделированию развития МО с целью получения общей картины СЭР. У истоков мультиагентного подхода лежат методы экспертного, имитационного и ситуационного моделирования. Существенный вклад в развитие данного направления в нашей стране внесли Поспелов Д. А., Попов Э. В., Карпов Ю. Г.
Таким образом, в основу предлагаемой технологии моделирования положена мультиагентная имитационная модель, применение которой дает возможность оценки управленческих решений и влияний внешней среды, в том числе негативных, как на отдельных субъектов экономики (категорий граждан, отраслей промышленности, отдельных предприятий), так и на макропоказатели в целом. Учет связей между объектами в мультиагентной модели, способствует повышению качества прогнозирования и позволяет оптимизировать структуру распределения материально-финансовых ресурсов и выбрать наилучший вариант стратегии развития из рассматриваемых.
При этом в рассматриваемой технологии в имитационной модели используются и модели системной динамики, в тех случаях, когда детальная информация по объектам неважна, либо недостаточно данных для построения мультиагентных моделей.
В качестве базовой модели в рамках данной работы рассматривается потоковая модель круговорота ресурсов, представляющая открытую экономику, имеющую связи с внешним миром и государством. Взаимодействуя между собой, агенты образуют рыночную инфраструктуру: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок недвижимости, финансовый рынок и т.д.
В основу описания поведения агентов положена модель жизненного цикла. Каждый интеллектуальный агент развивается в соответствии с собственной моделью поведения, которая может изменяться в рамках его индивидуального жизненного цикла. Жизненный цикл конкретного агента представлен в виде дискретной системы, при определенных условиях меняющей свои внутренние состояния, и может быть задан в виде графа переходов между стадиями (режимами) его существования (рис. 1).
Динамическая модель перехода интеллектуального агента из одного режима функционирования в другой представлена в виде продукционной системы:
(1)
где R – множество режимов функционирования агента; B – множество правил преобразования (база знаний); I –интерпретатор (машина логического вывода).
Рис. 1. Жизненный цикл агента
Структура k-го правила имеет форму
где Rv – текущий режим функционирования агента;
– множество параметров, контролируемых в данном состоянии; Rm – новый режим функционирования агента.
По уровням определения модели агентов можно разделить на 2 типа:
- Глобальные модели (извне): на уровне множества объектов, объединенных на основании определенного признака (например, модели рождаемости, смертности, миграции и др.).
- Локальные модели (изнутри): на уровне отдельного объекта (например, модель потребления человека).
По принципам построения моделей агентов и исходных данных можно выделить несколько подходов (рис. 2):
- Использование регрессионных зависимостей, для определения логики на уровне множеств агентов.
- Формирование базы знаний агентов на основании интеллектуального анализа данных, для определения логики поведения отдельных агентов.
- Использование целевых функций для определения логики поведения агентов.
Выявленные регрессионные зависимости могут использоваться для построения моделей системной динамики, например, при прогнозировании: рождаемости, смертности, заболеваемости населения и ряда других показателей. Эти модели применяются в тех случаях, когда невозможно учесть всё множество внешних факторов влияющих на поведение группы людей при моделировании каждого человека в отдельности.
Рис. 2. Классификация подходов к определению логики поведения агентов
Существенным недостатком такого подхода является невозможность точно соотнести выполняемое действие с конкретным агентом. К плюсам такого подхода можно отнести несколько меньшие требования к статистике. В данном случаем, более важным является временной интервал, за который собрана статистика, а не наличие данных статистики по всем возможным сочетаниям признаков агентов.
В случае использования базы знаний агентов существует возможность построения локальных моделей определяющих логику поведения на уровне отдельного агента. Такой подход основывается на предположении, что социальные и производственные агенты, имеющие одинаковые наборы характеристик в одних и тех же условиях ведут себя сходным образом (примером может служить принцип Беккера в экономике). То есть вероятность принятия положительного решения по какому-либо вопросу изменяется с изменением характеристик агента и переходов его в другую группу.
При таком подходе удается учесть все особенности характеристик объектов. Можно выделить два основных преимущества использования данного метода:
- Получение нового качества прогнозных данных по сравнению с регрессионными зависимостями: прогнозирование динамики развития на уровне отдельных групп объектов, а не только на уровне всего массива агентов.
- Возможность использования исходных данных статистики только за предшествующий период, а не за несколько периодов (как в случае использования регрессионных зависимостей). Однако следует отметить, что в таком случае требуется значительно больше исходных данных для прогнозирования: необходима статистика по всем группам с различными сочетаниями отличительных признаков.
Два описанных выше подхода могут быть использованы при наличии достаточного объема статистики и возможности выделить устойчивые зависимости между факторами влияния и конечными результатами. Однако такой подход может быть неэффективен при моделировании условий, с которыми прежде не приходилось сталкиваться (например, кризисные ситуации).
В этом случае становится целесообразным использование для определения логики поведения агентов целевых функций, определяющих поведение объектов модели в различных ситуациях. Такой подход, например, необходимо использовать при определении логики производственных агентов, в силу отсутствия статистики необходимой для формирования базы знаний и необходимости оценки последствий развития в различных условиях.
Базовая структура моделируемого в системе производственного агента определяется выражением (2):
(2)
где C – модель потребления (на основе межотраслевого баланса); Pot – модель потенциального выпуска; Beh – модель поведения производственного агента; P – модель производства; D – модель распределения ресурсов; Str – ресурсы и средства предприятия.
На основании проведенного анализа современного состояния теории и практики прогнозирования экономического развития определены преимущества и недостатки подходов на основе производственных функций, увязывающих экономическое развитие с динамикой факторов производства и моделирования производства на основе моделей межотраслевого баланса.
Главный недостаток моделей, использующих производственные функции, состоит в том, что эти модели абстрагируются от модели соответствия производимой продукции платежеспособному спросу.
К методологическим ограничениям межотраслевого баланса относится невозможность в достаточной мере описывать воспроизводственный аспект хозяйственного развития, в частности, распределение добавленной стоимости в отраслях на потребление и накопление. В отличие от моделирования на основе производственных функций, где все внимание уделяется добавленной стоимости, здесь основное внимание уделяется промежуточному потреблению. Модели таких факторов экономического роста, как трудовые ресурсы и технический прогресс, зачастую отсутствуют.
Учитывая описанные ограничения, выход найдем в комбинации нескольких подходов для моделирования производственных агентов (рис. 3):
- Модель потребления производственного агента строится на основе данных межотраслевых балансов.
- Производственные функции используются при построении функции потенциального выпуска.
- Распределение ресурсов производственного агента и определение стратегии развития реализуется решением оптимизационной задачи или на основании экспертных данных.
Базовая структура моделируемого в системе агента-человека или агента-семьи определяется выражением (3):
(3)
где {IPi} – индивидуальные характеристики социального агента; SCi – модель потребления социального агента; SBehi – модель поведения (развития, эволюционирования) социального агента; SDi – модель распределения ресурсов социального агента; SStri – ресурсы и средства социального агента.
Структура модели поведения социального агента определяется выражением (4):
(4)
где SChi – граф переходов-состояний социального агента; {p1i, p2i,…,pni} – вектор характеристик социального агента; DMi – матрица решений социального агента; BehM – модели поведения социального агента.
Рис. 3. Структура производственного агента
Модель поведения социальных агентов на каждой стадии жизненного цикла определяется экспертной системой (рис. 4):
(5)
где {p1,p2,...,pn} – вектор характеристик социального агента; {r1,r2,...,rn} – вектор правил преобразования параметров агента; OM – машина вывода.
Применение имитационного моделирования при разработке экономических механизмов позволяет осуществлять проверку теоретических результатов и практических предложений по созданию новых управленческих стратегий и для совершенствования существующих экономических регуляторов. С помощью предлагаемой технологии возможно прогнозировать половозрастной состав населения, доходы населения, иммиграция/эмиграция, объемы потребления товаров и услуг, объемы импорта/экспорта по видам продукции, объемы производства товаров и услуг по отраслям, доходы городского бюджета по статьям доходов, показатели эффективности СП и др.
Результаты моделирования могут быть использованы для сравнения различных стратегий развития и поиска эффективных управенческих решений аналитиками, занимающимися стратегическим планированием, органов власти территориальных образований, а также коммерческих предприятий.
Рис. 4. Экспертная система социального агента
Таким образом, технология моделирования социально-экономический динамики муниципального образования на основе мультиагентного подхода может служить инструментом комплексного анализа и прогноза развития ситуации в МО. Применение аппарата мультиагентного имитационного моделирования является целесообразным, так как многие из задач прогнозирования и анализа вариантов действий руководства, решаемых в рамках МО, можно решить только при условии детального описания моделей поведения конкретных субъектов экономики, что достигается в рамках агентного моделирования. Но в то же время и не отвергается классический подход к социально-экономическому моделированию там, где существует возможность обобщения предметной области, т.е. можно говорить о комбинации подходов.
- Бегунов Н. А., Клебанов Б. И., Москалёв И. М. Технология прогнозирования развития муниципального образования с использованием имитационной модели // Журнал «Автоматизация и современные технологии» М.: Машиностроение. 2009, № 4. С. 39–45.
- Клебанов Б. И., Бегунов Н. А., Москалев И. М., Рапопорт И. А. Использование результатов Data Mining в мультиагентных имитационных моделях // Научные труды международной научно-практической конференции «СВЯЗЬ-ПРОМ 2009» в рамках 6 международного форума «СВЯЗЬ-ПРОМЭКСПО 2009». Екатеринбург: УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2009. 572 с. С. 38–41.