При планировании деятельности скорой медицинской помощи важно не только определять качество ее работы в прошлом, но и на основе данных о текущем состоянии рассчитывать ожидаемое качество обслуживания для того, чтобы выявить необходимость дополнительных мероприятий по модернизации. Типичный способ определения ожидаемого качества обслуживания – имитационное моделирование.
Имитационное моделирование позволяет отображать динамику поведения системы, состоящей из большого числа взаимодействующих взаимозависимых компонент. Смежные исследования приводят классификацию существующих исследований и посвящены моделированию таких процессов деятельности скорой медпомощи как регулирование потоков пациентов, оценка стоимости услуг, управление бригадами скорой помощи, планирование ресурсов и пр. В статье отмечается, что в исследованиях, посвященных имитационному моделированию скорой медпомощи, в качестве целевых переменных чаще всего выступают два и более индикатора качества из следующего списка: среднее время доезда бригады до места вызова, среднее время пребывания пациента в отделении неотложной помощи, количество обслуженных вызовов, показатели распределения ресурсов. Авторы подобных исследований сформулировали направления будущих изысканий в сфере имитационного моделирования деятельности скорой медпомощи и порекомендовали использовать в качестве целевых показателей параметры состояния здоровья пациентов.
В статье представлен подход к имитационному моделированию деятельности скорой медпомощи, опирающийся на положения теории врача и основателя научного изучения качества в сфере здравоохранения А. Донабедиана. Предложенная модификация классической модели позволит оценить влияние управленческих решений по изменению в структуре организации и процессе оказания скорой медпомощи на доступность и качество скорой медицинской помощи в условиях роста мегаполисов и развития их инфраструктуры.