Применение имитационных моделей для обоснования проектов по развитию велосипедной инфраструктуры

Позитивные изменения в облике мирового транспорта в 21 веке сопровождаются проблемами, масштабы и значимость которых оцениваются как стратегические вызовы национального и даже континентального масштаба. Это в большей мере касается урбанизированных территорий, где негативные последствия развития и функционирования транспортного комплекса снижают качество жизни людей. Проблемы усугубляются тем, что по прогнозам к 2050 году более 80% населения мира будет жить в городской среде. Поэтому используя преимущества, которые дает транспортная система в области мобильности, необходимо добиваться прогресса в направлении роста ее безопасности.

Мобильность и транспорт остаются реальными проблемами для устойчивого развития городов. Традиционные модели развития городов приводят к превращению их в мегаполисы, что обуславливает неэффективное использование ресурсов, рост потребности в перемещениях и порождает транспортные проблемы. С другой стороны, компактные, эффективно развивающиеся города с развитой транспортной инфраструктурой более конкурентоспособны, поскольку могут обеспечить лучшее качество жизни для граждан. Устойчивое развитие транспорта должно быть составной частью при проектировании городов и пригородов в соответствии с принципами планирования их разумного роста. Градостроительство в соответствии с этими принципами помогает уменьшить зависимость от личного автотранспорта и обеспечивает поддержку преимущественного использования систем общественного и немоторизованного транспорта для ежедневных поездок и поездок на короткие расстояния.

В докладе о состоянии дорожного движения в мире 2015 отмечается, что продвижение к более устойчивым видам транспорта, таким как общественный и велосипедный, оказывает положительное воздействие при условии регулирования связанных с безопасностью дорожного движения последствий. Такие последствия включают повышение уровней физической активности, снижение выбросов и уровней шума, уменьшение дорожных «пробок» и повышение комфортности городской среды.

Одним из важнейших факторов, свидетельствующих об эффективности организации транспортной системы, является наличие стратегического планирования, в рамках которого разрабатываются методы по обеспечению устойчивости на основе нахождения баланса между транспортным спросом и предложением использования наиболее эффективных и безопасных видов транспорта. В целом разработка методов управления осуществляется по двум основным направлениям: для моторизованных и немоторизованных видов транспорта. В первом случае управленческие воздействия должны быть направлены на повышение эффективности и качества систем общественного транспорта и, как следствие, сокращение использования личных автомобилей.

Целью управления немоторизованным транспортом является расширение модельного ряда немоторизованных транспортных средств и встраивание инфраструктуры этого вида транспорта в общую систему улично-дорожной сети города. Это позволит повысить его привлекательность для разных категорий населения, с одной стороны, и обеспечение личной безопасности немоторизованных пользователей дорог, с другой. Продвижение к более устойчивым видам транспорта оказывает положительное воздействие при условии регулирования связанных с безопасностью дорожного движения последствий. Такие последствия включают повышение уровней физической активности, снижение выбросов и уровней шума, уменьшение дорожных «пробок» и более приятные для жизни города. К тому же, меры по продвижению безопасного общественного транспорта и немоторизованных транспортных средств созвучны глобальным усилиям по борьбе с ожирением и уменьшению бремени неинфекционных заболеваний (таких как болезни сердца и диабет).

Любые изменения в транспортной инфраструктуре требуют технико-экономического обоснования. Кроме того, поскольку такие изменения сказываются на безопасности транспортной системы, необходимо учитывать риски и последствия, к которым может привести изменение схемы движения. Для этих целей необходим гибкий и эффективный инструмент, который помог бы принимать обоснованные решения. Таким инструментом может быть системы поддержки принятия решений, интеллектуальным ядром которой являются имитационные модели.

Похожие материалы