Применение имитационного моделирования для решения проблемы безопасности на пешеходных переходах

В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах мира ежегодно погибает приблизительно 1,25 млн человек. ДТП являются главной причиной смерти среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет. Как из-за серьезных последствий дорожно-транспортного травматизма для общественного здравоохранения, так и из-за непропорционально значительного воздействия на самые молодые группы населения ДТП представляют собой серьезную проблему в области развития: дорожно-транспортные происшествия обходятся странам приблизительно в 3% от их ВВП, причем в странах с низким и средним уровнем дохода экономические потери составляют 5% от ВВП.

Примерно половина всех случаев смерти на дорогах мира (49%) приходится на уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Для России эта проблема также существует. Так, по статистическим данным, число наездов на пешеходов в городах Российской Федерации за 2016 г. составило 47598, при этом на расположенных вне перекрестков нерегулируемых пешеходных переходах происходит каждый шестой наезд на пешехода. За три месяца 2017 года в Казани зарегистрировано 428 ДТП, 172 из которых - наезды на пешеходов. По информации ГИБДД, пешеходов сбивают чаще всего во дворах жилых домов либо на прилегающих к ним территориях. Непосредственно на пешеходных переходах в Казани произошло 82 наезда, почти на 30 больше, чем в прошлом году. Один человек погиб и 82 получили различные травмы. С начала года к административной ответственности привлечены более 8 тысяч водителей, не предоставивших преимущество в движении пешеходам. За этот период выявлено более 17,5 тысячи нарушений ПДД, допущенных пешеходами.

Статистика организации дорожного движения убедительно показывает, что введение светофорного регулирования, регламентируемого ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», значительно повышает безопасность движения на пешеходных переходах. Документ указывает интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, при которых необходимо введение регулирования на переходах. Применение жесткого режима регулирования (ЖРР), когда интенсивности движения пешеходов на переходах имеют значительные колебания, приводит к неоправданным задержкам транспортных средств. Сократить эти задержки позволяет применение пешеходных вызывных устройств, которые получили широкое применение в мировой практике.

Рост автомобильного парка и объёма перевозок приводит к повышению интенсивности движения транспортных средств, что в условиях городов и особенно городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению серьезных транспортных проблем. Особенно остро она проявляется в узлах улично-дорожной сети (УДС). Здесь увеличиваются транспортные задержки, образуются очереди и заторы, что вызывает снижение скорости сообщения, рост расхода топлива.

В городах РФ негативные эффекты автомобилизации в значительной мере обусловлены недостаточным развитием улично-дорожной сети. Высокому уровню загрузки УДС сопутствуют неравномерный режим движения, частые остановки и очереди транспортных средств на подходах к пересечениям. Эти факторы являются причинами повышенного загрязнения воздушного бассейна городов продуктами сгорания топлива. Одновременно растет и число ДТП, в которых гибнут и получают ранения тысячи людей, повреждаются и выходят из строя дорогостоящая техника и грузы, о чем убедительно свидетельствует статистика. В Российской Федерации свыше 60 % всех ДТП приходится на города и другие населённые пункты.

Похожие материалы