Опыт передовых регионов мира, в том числе стран Балтийского региона, свидетельствует о том, что в долгосрочной перспективе электротранспорт может вытеснить традиционные транспортные технологии. В статье предлагается подход к имитационному моделированию распространения электромобилей в регионе.
Между парком электромобилей и зарядной инфраструктурой существуют системные обратные связи, учесть которые позволяет системно-динамический подход. Системная динамика основана на взаимодействии потоков и накопителей. Ключевой особенностью моделей системной динамики является возможность моделирования обратных связей (в том числе с элементами запаздывания) между переменными.
С помощью предлагаемой модели системной динамики исследуется проблема оценки необходимых мер стимулирования спроса на электромобили для региона с низким уровнем развития электротранспорта. Данная модель построена в среде AnyLogic.
Модель состоит из двух основных блоков:
- блока принятия потребительских решений «Потребительский выбор»;
- блока «Зарядная инфраструктура».
Блок «Потребительский выбор» отражает принципиальную схему выбора между автомобилями с ДВС и электромобилями. Блок «Зарядная инфраструктура» моделирует скорость введения новых зарядных станций. Также в модели отслеживается показатель Количество электромобилей на зарядную станцию, представляющий собой отношение количества электромобилей к количеству зарядных станций.
Преимуществом модели системной динамики является возможность ее постоянной калибровки и настройки в результате расширения базы практических наблюдений за реальным развитием системы.