Основным направлением использования имитационного моделирования при исследовании транспортно-логистических систем является оценка их деятельности как систем массового обслуживания (СМО), состоящих из трёх ключевых элементов: источника заявок на обслуживание (морские суда, пассажиры общественного транспорта и т.д.), правил генерации очереди заявок (нормативы, правила, приказы и т.д.) и самой системы обслуживания, исполняющей эти заявки (порт, общественный транспорт и т.д.).
Одной из важнейших проблем является формирование и развитие современной эффективной системы авиаперевозок, которая представляет собой большую сложную динамическую систему.
Входными данными для имитации деятельности аэропорта могут являться: план аэровокзального комплекса с пунктами досмотра, расписание действующих рейсов, распределение пассажиров (класс обслуживания, направление рейса), время прохождения пунктов контроля, поведение пассажиров в зале ожидания, политика управления очередями. На основании даже указанного количества данных в результате ИМ можно получить определённые сведения, которые понадобятся для дальнейшей оптимизации работы системы, а именно:
- прогнозирование пассажиропотока, а также мониторинг и оптимизация выходов и заходов самолётов на взлётно-посадочные полосы;
- детализированный анализ изменения пассажиропотока и движения воздушных судов под воздействием принятых решений, связанными с изменениями технологии обработки пассажиров и багажа, изменения расписаний рейсов, маршрутной сети авиакомпании, а также общей инфраструктуры аэровокзального комплекса;
- формирование оптимального расписания рейсов в зависимости от пассажиропотока и пропускной способности аэропорта;
- принятие решений о возможности обслуживания дополнительной авиакомпании.
В данном исследовании в качестве имитационной модели рассматривается участок авиационной маршрутной сети Санкт-Петербурга и Москвы. Для этого было проанализировано расписание вылетов авиарейсов в период с 15 по 17 апреля 2019 года и выбраны одни из наиболее популярных направлений: из Санкт-Петербурга («Пулково») в Москву («Домодедово»), Калининград («Храброво») и Архангельск («Талаги»); из Москвы («Домодедово») в Санкт-Петербург («Пулково»), Сочи («Адлер») и Симферополь.
Структура имитационной модели участка маршрутной сети