Академические статьи

Имитационное моделирование социальной сети на основе ретроспективных данных


В современном обществе социальные сети, основанные на интернет-технологиях, стали одним из самых влиятельных каналов распространения информации. Через социальные сети происходит не только межличностное общение их участников, но и продвижение информации, идей, мнений. Иногда эти процессы носят деструктивный, разрушающий характер и хорошо бы было научиться управлять этими процессами. Но управление невозможно без понимания того, как организованы социальные сети, как они растут, как в них распространяется информация и как найти наиболее влиятельные узлы, обеспечивающие ее быстрое распространение. Новая отрасль науки «network science» ищет ответы на эти и многие другие вопросы.

Анализ демографического состояния региона методами системной динамики


Авторами был проведен анализ и выявлены социально-экономические факторы, влияющие на демографическое состояние региона, а также выполнено прогнозирование показателей рождаемости и смертности. Были построены регрессионные уравнения, определяющие степень влияния полученных факторов на общий коэффициент рождаемости и смертности. С использованием метода системной динамики была построена имитационная модель демографического состояния Челябинской области. Разработанная имитационная модель позволяет прогнозировать численность населения с учетом социально-экономических факторов. В результате имитационного моделирования можно получить значения коэффициентов, отражающих степень влияния внешних факторов на рождаемость и смертность.

Анализ, дизайн и оптимизация цепей поставок в программном обеспечении anyLogistix


Математическое моделирование и прогнозная аналитика широко используются при решении бизнес-задач в управлении цепями поставок (ЦП). Эти задачи условно можно разделить на несколько классов по уровню абстракции (уровню детальности создаваемой модели). Примеры проблем высокого уровня абстракции: выбор географического расположения узлов цепи поставок (складов, заводов), организация материальных потоков между узлами и мастер-планирование. Такие модели учитывают минимум деталей и представляют систему в упрощенном виде.  Проблемы среднего уровня абстракции: определение политик пополнения запасов и снабжения, оптимизация парка ТС и маршрутов, анализ пропускной способности узлов сети и др. К используемым данным добавляются учет временного фактора, стохастики, реальных значений параметров, описываются процессы и логика работы ЦП.

Разработка имитационно-аналитического комплекса, моделирующего работу газовых и газоконденсатных месторождений


Анализ разработки и эксплуатации газовых и газоконденсатных месторождений позволяет выделить ряд актуальных для дальнейшего исследования задач организации технического обслуживания и ремонта (ТОиР) скважин и другого оборудования. Первая группа связана с оценкой последствий принятия управленческих решений о режимах работы скважин, выводимых из эксплуатации по причине ремонта. При этом в случае принятия того или иного управленческого решения затраты периода и итоговые затраты газодобывающего предприятия могут как сокращаться, например, за счет амортизационных отчислений и налога на имущество, так и увеличиваться, например, за счет затрат на консервацию.

Решение задачи моделирования потоков минерального вещества в горнотехнических системах и его миграции в окружающую среду с использованием среды AnyLogic


Требования к улучшению среды обитания человека в горнопромышленных регионах выходят на первый план в развитых горнодобывающих странах. В России эта проблема стоит особенно остро, так как большинство моногородов являются горнопромышленными центрами, а судя по статистическим данным Минприроды горная отрасль формирует 84 % отходов, из которых утилизируется не более 40 %. Загрязнение окружающей среды являете я последствием отделения от массива и выдачи горной массы из рудников на дневную поверхность, поэтому задачей горных наук и инжиниринга яв.ляется снижение такого негативного влияния еще на стадии проектирования — путем разработки экологически сбалансированных геотехнологий. Имитационное моделирование при этом яв.ляется инструментарием для оценки эффективности разработанных технологий и мер, направленных на снижение площади отчуждения земель, сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

О практическом опыте моделирования нового сервиса в крупном торгово-развлекательном центре


В настоящее время в российских мегаполисах уверенными темпами растет количество HOBBix торгово развлекательных центров (ТРЦ). Это приводит к росту конкуренции между ними. В этих условиях жесткой конкуренции важно находить новые способы привлечения покупателей. Один из крупнейших ТРЦ Нижнего Новгорода решил внедрить новый, удобный для покупателей сервис хранения и выдачи покупок (по просьбе заказчика маркетинговое название сервиса, название самого ТРЦ. а также анимация модели не описываются). Сервис заключается в возможности оставить покупки в специальных пунктах приема или прямо в любом из магазинов ТРЦ при наличии у покупателя специального мобильного приложения. Оставив покупку, клиент ТРЦ может посещать другие магазины, пункты питания и развлечений не обременяя себя дополнительной ношей. При желании или необходимости покинуть ТРЦ покупатель приходит на пункт приема с просьбой вернуть покупку или делает запрос на отгрузку с помощью мобильного приложения. В течение 10 минут специально обученный курьер должен доставить покупки к пункту выдачи, на автобусную остановку или к машине клиента.

Информационное метеорологическое обеспечение имитационных моделей арктических транспортных систем


Важной составляющей имитационных моделей морских транспортных систем является описание динамики природных условий. Потребность в описании метеорологической и ледовой обстановки возникает по двум направлениям. Во-первых, в регионах движения судов, где природные условия существенным образом влияют на скорость судна, расходы топлива и траекторию перемещения (такая метеорологическая информация должна быть представлена как во времени, так и в пространстве). Во-вторых, для адекватного моделирования грузовых операций судов в портах, в море или у конкретных терминалов, когда необходимо моделирование динамики погоды в конкретной точке, но с повышенными требованиями как к количеству отслеживаемых параметров, так и к уровню их временного разрешения.

Применение имитационного моделирования для повышения эффективности работы склада слябов плавильной печи


Важнейшую роль в эффективности процессов металлопрокатного и плавильного производства играет их непрерывность. Она обеспечивается бесперебойным снабжением плавильной печи и стабильной работой подъемно-транспортного оборудования (ПТО), осуществляющего подвоз необходимого сырья, в частности, металлических слябов. В связи с этим определение рационального количества погрузчиков является сложной задачей. С одной стороны, использование дополнительных единиц техники и увеличение резервов эффективного рабочего времени повышает надежность процессов грузопереработки. С другой — снижается эффективность использования парка ПТО и увеличиваются капитальные затраты. Точное количество единиц ПТО и оценку риска срыва производственной программы невозможно рассчитать по аналитическим моделям, поскольку на эти показатели влияют несколько факторов, среди которых есть стохастические: графики прибытия составов с сырьем, график производства, графики смен операторов ПТО, надежность оборудования для грузопереработки, расположение и правила использования зон для хранения различных видов сырья.

Разработка имитационной модели пригородных пассажирских перевозок в Центральном федеральном округе


В начале 2015 года в России на государственном уровне рассматривался вопрос отказа от выделения дотаций ОАО «РЖД» и части субъектов Центрального федерального округа (далее ЦФО) по пригородным пассажирским перевозкам. В связи с этим в большинстве субъектов ЦФО пригородные пассажирские маршруты были исключены из расписания. После вмешательства Президента РФ было восстановлено пригородное сообщение, но в связи с непрозрачностью запрашиваемых субсидий ОАО «РЖД», была запушена НИР по разработке концепции организации пригородных пассажирских перевозок в ЦФО. Для реализации были привлечены консультанты в лице компаний «МКД-партнер» и «Центр прикладной логистики», для разработки имитационный модели была привлечена компания «Фокус Групп».

Задачи имитационного моделирования при реализации концепции индустрия 4.0 в сфере производства и логистики


История возникновения и развития концепции Индустрия 4.0 основана на понятии четвёртой промышленной революции, которая в наше время разворачивается практически во всех индустриально развитых странах. Первая промышленная революция, связанная с появлением оборудования для механического производства, началась во второй половине 18-го столетия. Начиная с 1870-х годов, благодаря электрификации и разделению труда (тейлоризм), назрел переход ко второй промышленной революции (эпоха «нефти, газа, электричества»). Начало третьей промышленной революции, называемой также «цифровой революцией», приходится на 70-е годы прошлого столетия. Четвёртая промышленная революция является наблюдаемым, прогнозируемым и управляемым процессом, суть которого составляет массовое внедрение киберфизических систем в производство, а также в сферу обслуживания различных человеческих потребностей, включая труд, быт и досуг.