Академические статьи

Применение имитационных моделей для обоснования проектов по развитию велосипедной инфраструктуры


Мобильность и транспорт остаются реальными проблемами для устойчивого развития городов. Традиционные модели развития городов приводят к превращению их в мегаполисы, что обуславливает неэффективное использование ресурсов, рост потребности в перемещениях и порождает транспортные проблемы. С другой стороны, компактные, эффективно развивающиеся города с развитой транспортной инфраструктурой более конкурентоспособны, поскольку могут обеспечить лучшее качество жизни для граждан. Устойчивое развитие транспорта должно быть составной частью при проектировании городов и пригородов в соответствии с принципами планирования их разумного роста. Градостроительство в соответствии с этими принципами помогает уменьшить зависимость от личного автотранспорта и обеспечивает поддержку преимущественного использования систем общественного и немоторизованного транспорта для ежедневных поездок и поездок на короткие расстояния.

Деловая игра по логистике с использованием AnyLogic


Современный подход к обучению студентов предполагает использование современных технологий. К таким технологиям, в частности, относится проведение деловых игр. Одной из популярных деловых игр в курсе «Логистика» является игра «Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом», впервые предложения А.М. Гаджинским в «Практикуме по логистике». Деловая игра посвящена вопросам управления транспортом в процессе оптовой продажи товаров. Цель игры — разработка маршрутов и графиков движения автомобильного транспорта в процессе товароснабжения с использованием критерия минимума стоимости доставки. Игра предлагает побывать в роли руководителя транспортного отдела оптовой компании, поставляющей свою продукцию в магазины на территории района.

Способ обоснования требуемой периодичности диагностирования автоматических космических аппаратов на основе дискретно-событийной имитационной модели


Одним из возможных путей повышения уровня автономности космических аппаратов является обеспечение высокой отказоустойчивости их бортовых систем, в том числе за счет развития бортовых и наземных средств диагностирования и восстановления работоспособности бортовой аппаратуры. Существует связь достоверности диагностирования бортовой аппаратуры с длительностью интервала автономного функционирования космических аппаратов и задача рационального распределения функций между наземными и бортовыми средствами контроля технического состояния и диагностирования бортовой аппаратуры космических аппаратов. При этом средства диагностирования, входящие в состав наземного сегмента системы информационно-телеметрического обеспечения управления космических аппаратов, используются для проведения планово-периодического углубленного анализа технического состояния космических аппаратов, а периодичность проведения такого анализа численно совпадает с интервалом автономного функционирования космических аппаратов. Ввиду сложности рассматриваемых процессов, наиболее приемлемым способом для оценки указанных временных интервалов видится подход на основе имитационного моделирования.

Имитационное моделирование социальной сети на основе ретроспективных данных


В современном обществе социальные сети, основанные на интернет-технологиях, стали одним из самых влиятельных каналов распространения информации. Через социальные сети происходит не только межличностное общение их участников, но и продвижение информации, идей, мнений. Иногда эти процессы носят деструктивный, разрушающий характер и хорошо бы было научиться управлять этими процессами. Но управление невозможно без понимания того, как организованы социальные сети, как они растут, как в них распространяется информация и как найти наиболее влиятельные узлы, обеспечивающие ее быстрое распространение. Новая отрасль науки «network science» ищет ответы на эти и многие другие вопросы.

Анализ демографического состояния региона методами системной динамики


Авторами был проведен анализ и выявлены социально-экономические факторы, влияющие на демографическое состояние региона, а также выполнено прогнозирование показателей рождаемости и смертности. Были построены регрессионные уравнения, определяющие степень влияния полученных факторов на общий коэффициент рождаемости и смертности. С использованием метода системной динамики была построена имитационная модель демографического состояния Челябинской области. Разработанная имитационная модель позволяет прогнозировать численность населения с учетом социально-экономических факторов. В результате имитационного моделирования можно получить значения коэффициентов, отражающих степень влияния внешних факторов на рождаемость и смертность.

Анализ, дизайн и оптимизация цепей поставок в программном обеспечении anyLogistix


Математическое моделирование и прогнозная аналитика широко используются при решении бизнес-задач в управлении цепями поставок (ЦП). Эти задачи условно можно разделить на несколько классов по уровню абстракции (уровню детальности создаваемой модели). Примеры проблем высокого уровня абстракции: выбор географического расположения узлов цепи поставок (складов, заводов), организация материальных потоков между узлами и мастер-планирование. Такие модели учитывают минимум деталей и представляют систему в упрощенном виде.  Проблемы среднего уровня абстракции: определение политик пополнения запасов и снабжения, оптимизация парка ТС и маршрутов, анализ пропускной способности узлов сети и др. К используемым данным добавляются учет временного фактора, стохастики, реальных значений параметров, описываются процессы и логика работы ЦП.

Разработка имитационно-аналитического комплекса, моделирующего работу газовых и газоконденсатных месторождений


Анализ разработки и эксплуатации газовых и газоконденсатных месторождений позволяет выделить ряд актуальных для дальнейшего исследования задач организации технического обслуживания и ремонта (ТОиР) скважин и другого оборудования. Первая группа связана с оценкой последствий принятия управленческих решений о режимах работы скважин, выводимых из эксплуатации по причине ремонта. При этом в случае принятия того или иного управленческого решения затраты периода и итоговые затраты газодобывающего предприятия могут как сокращаться, например, за счет амортизационных отчислений и налога на имущество, так и увеличиваться, например, за счет затрат на консервацию.

Решение задачи моделирования потоков минерального вещества в горнотехнических системах и его миграции в окружающую среду с использованием среды AnyLogic


Требования к улучшению среды обитания человека в горнопромышленных регионах выходят на первый план в развитых горнодобывающих странах. В России эта проблема стоит особенно остро, так как большинство моногородов являются горнопромышленными центрами, а судя по статистическим данным Минприроды горная отрасль формирует 84 % отходов, из которых утилизируется не более 40 %. Загрязнение окружающей среды являете я последствием отделения от массива и выдачи горной массы из рудников на дневную поверхность, поэтому задачей горных наук и инжиниринга яв.ляется снижение такого негативного влияния еще на стадии проектирования — путем разработки экологически сбалансированных геотехнологий. Имитационное моделирование при этом яв.ляется инструментарием для оценки эффективности разработанных технологий и мер, направленных на снижение площади отчуждения земель, сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

О практическом опыте моделирования нового сервиса в крупном торгово-развлекательном центре


В настоящее время в российских мегаполисах уверенными темпами растет количество HOBBix торгово развлекательных центров (ТРЦ). Это приводит к росту конкуренции между ними. В этих условиях жесткой конкуренции важно находить новые способы привлечения покупателей. Один из крупнейших ТРЦ Нижнего Новгорода решил внедрить новый, удобный для покупателей сервис хранения и выдачи покупок (по просьбе заказчика маркетинговое название сервиса, название самого ТРЦ. а также анимация модели не описываются). Сервис заключается в возможности оставить покупки в специальных пунктах приема или прямо в любом из магазинов ТРЦ при наличии у покупателя специального мобильного приложения. Оставив покупку, клиент ТРЦ может посещать другие магазины, пункты питания и развлечений не обременяя себя дополнительной ношей. При желании или необходимости покинуть ТРЦ покупатель приходит на пункт приема с просьбой вернуть покупку или делает запрос на отгрузку с помощью мобильного приложения. В течение 10 минут специально обученный курьер должен доставить покупки к пункту выдачи, на автобусную остановку или к машине клиента.

Информационное метеорологическое обеспечение имитационных моделей арктических транспортных систем


Важной составляющей имитационных моделей морских транспортных систем является описание динамики природных условий. Потребность в описании метеорологической и ледовой обстановки возникает по двум направлениям. Во-первых, в регионах движения судов, где природные условия существенным образом влияют на скорость судна, расходы топлива и траекторию перемещения (такая метеорологическая информация должна быть представлена как во времени, так и в пространстве). Во-вторых, для адекватного моделирования грузовых операций судов в портах, в море или у конкретных терминалов, когда необходимо моделирование динамики погоды в конкретной точке, но с повышенными требованиями как к количеству отслеживаемых параметров, так и к уровню их временного разрешения.