Академические статьи

Кусочно-линейный агрегат как парадигма моделирования процессов в потоковых системах логистики


Быстродействие любой имитационной модели определяется объемом вычислений, которые надо выполнить в течение заданного времени прогона. При использовании парадигмы «дискретные события» для прямого отображения поведения реальных объектов в логистических системах число обрабатываемых событий, например, при моделировании 8-часовой рабочей смены, может достигать десятков тысяч. Модели, основанные на принципах системной динамики, при достаточно больших значениях «дельта Т» работают, конечно, значительно быстрее, но они, в принципе, не применяются для анализа систем обработки материальных потоков, например, в течение 8-часовой рабочей смены. Понятие агентного моделирования как парадигмы относится только к особенностям концептуальной модели, так как в смысле способа отсчёта времени такие модели являются дискретно-событийными.

Разработка имитационно-аналитического комплекса, моделирующего работу газовых и газоконденсатных месторождений


Анализ разработки и эксплуатации газовых и газоконденсатных месторождений позволяет выделить ряд актуальных для дальнейшего исследования задач организации технического обслуживания и ремонта скважин и другого оборудования. На этапе эксплуатации месторождений непрерывно возникает большое число различных организационно-экономических задач, требующих соответствующего анализа и решения. К числу ключевых относятся вопросы построения оптимальных стратегий работы с оборудованием, определения необходимого объёма финансирования ремонтных и других работ, оптимизации бизнес процессов, а также одновременного учета влияния всех этих факторов на процессы эксплуатации месторождения (группы месторождений). Созданная комбинированная имитационно-аналитическая модель позволяет ответить на перечисленные вопросы путем моделирования динамики работы объекта исследования и оценки влияния различных решений, принимаемых по ходу эксплуатации месторождений.

Разработка имитационной модели приемной кампании института с целью оптимизации плана рекламы


Все чаще современные исследования сложных процессов социальных взаимодействий основываются на использовании методологии многоагентного моделирования. Особым видом математических моделей являются имитационные модели. Одной из популярных проблем имитационного моделирования в настоящее время является моделирование поведения людей. Имитационная модель (ИМ) - это компьютерная программа, которая описывает структуру и воспроизводит поведение реальной системы во времени. Целью данной работы является разработка имитационной модели для прогнозирования поведения абитуриентов и оптимизация затрат на рекламу.

Имитационное моделирование и оптимизация энергопотребления офисного здания


В области жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) постоянно происходят большие энергетические потери. Только на энергоснабжение жилых, промышленных и общественных зданий расходуется около 35% потребляемых в России энергетических ресурсов. При этом потенциал энергосбережения в области ЖКХ составляет более 30%, из которых до 70% приходится на здания и сооружения. Системы освещения большинства административных, офисных и общественных зданий построены по так называемой “классической” схеме. Применяемые для освещения здания светильники, работа которых регламентируется лишь вручную (посредством стандартных клавишных выключателей) нередко светят не тогда, когда это необходимо, а на протяжении всего дня и, как следствие, создают дополнительный перерасход электроэнергии на освещение здания. При этом отсутствует анализ освещенности помещений естественным светом через оконные проемы, нет мониторинга человекопотока на лестницах, в коридорах, санузлах и у подъезда здания.

Имитационное моделирование динамичных цепей поставок


Современный тренд в управлении цепями поставок (УЦП) состоит в переходе от задач совершенствования операционной эффективности в цепях поставок (ЦП) к решению стратегических задач развивающихся и динамичных ЦП. Долгосрочное развитие (sustainable), динамичные цепи поставок, трансформирующиеся структуры логистических систем, изменяемые логистические процессы становятся объектом анализа в стратегическом аспекте. Стратегическое планирование и долгосрочное стратегическое развитие ЦП; динамическая реконфигурация ЦП, обеспечение устойчивого функционирования ЦП в условиях турбулентных изменений во внешней среде и осуществляемых бизнесом организационных изменений; формирование долгосрочных стратегий сотрудничества контрагентов,внедрение современных логистических концепций и технологий, основанных на интеграции и координации участников, поиск эффективных методов совместного планирования — такой спектр разноплановых задач стратегического характера стоит перед бизнесом, исповедующим интегральную парадигму УЦП и стремящимся к достижению стратегических и конкурентных преимуществ в условиях слабо предсказуемых и динамичных изменений.

К вопросу об имитационном моделировании судостроительных производств - универсальный подход к построению моделей и проведению экспериментов


В настоящее время в различных отраслях промышленности значительно возрос спрос на применение методов имитационного моделирования для оценки принимаемых решений и повышения эффективности производственных процессов, а также на создание специализированных инструментов, построенных для конкретной предметной области и адаптированных под конечного пользователя. Эта тенденция была озвучена в докладе на конференции ИММОД-2015 директором компании AnyLogic А.В. Борщевым. В рамках реализации этого направления специалистами ООО «Элина-Компьютер» (Казань) по заказу и с участием специалистов одного из государственных научных центров судостроительной отрасли России — АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (Санкт-Петербург) — в 2015 г. было создано специализированное приложение для моделирования судостроительных производств — АС «Сириус».

Применение имитационного моделирования для решения проблемы безопасности на пешеходных переходах


В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах мира ежегодно погибает приблизительно 1,25 млн человек. ДТП являются главной причиной смерти среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет. Как из-за серьезных последствий дорожно-транспортного травматизма для общественного здравоохранения, так и из-за непропорционально значительного воздействия на самые молодые группы населения ДТП представляют собой серьезную проблему в области развития: дорожно-транспортные происшествия обходятся странам приблизительно в 3% от их ВВП, причем в странах с низким и средним уровнем дохода экономические потери составляют 5% от ВВП. Для оценки рисков и разработки мер по повышению безопасности пешеходов предлагаются различные решения. Так, автор статьи предлагает модель оценки влияния времени ожидания на число нарушений пешеходами правил перехода. При этом автор отмечает, что необходим многофакторный анализ рисков и плодотворное направление для будущих исследований будет заключаться в разработке многовариантного подхода к моделированию на основе предложенной модели.

Применение имитационных моделей для обоснования проектов по развитию велосипедной инфраструктуры


Мобильность и транспорт остаются реальными проблемами для устойчивого развития городов. Традиционные модели развития городов приводят к превращению их в мегаполисы, что обуславливает неэффективное использование ресурсов, рост потребности в перемещениях и порождает транспортные проблемы. С другой стороны, компактные, эффективно развивающиеся города с развитой транспортной инфраструктурой более конкурентоспособны, поскольку могут обеспечить лучшее качество жизни для граждан. Устойчивое развитие транспорта должно быть составной частью при проектировании городов и пригородов в соответствии с принципами планирования их разумного роста. Градостроительство в соответствии с этими принципами помогает уменьшить зависимость от личного автотранспорта и обеспечивает поддержку преимущественного использования систем общественного и немоторизованного транспорта для ежедневных поездок и поездок на короткие расстояния.

Деловая игра по логистике с использованием AnyLogic


Современный подход к обучению студентов предполагает использование современных технологий. К таким технологиям, в частности, относится проведение деловых игр. Одной из популярных деловых игр в курсе «Логистика» является игра «Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом», впервые предложения А.М. Гаджинским в «Практикуме по логистике». Деловая игра посвящена вопросам управления транспортом в процессе оптовой продажи товаров. Цель игры — разработка маршрутов и графиков движения автомобильного транспорта в процессе товароснабжения с использованием критерия минимума стоимости доставки. Игра предлагает побывать в роли руководителя транспортного отдела оптовой компании, поставляющей свою продукцию в магазины на территории района.

Способ обоснования требуемой периодичности диагностирования автоматических космических аппаратов на основе дискретно-событийной имитационной модели


Одним из возможных путей повышения уровня автономности космических аппаратов является обеспечение высокой отказоустойчивости их бортовых систем, в том числе за счет развития бортовых и наземных средств диагностирования и восстановления работоспособности бортовой аппаратуры. Существует связь достоверности диагностирования бортовой аппаратуры с длительностью интервала автономного функционирования космических аппаратов и задача рационального распределения функций между наземными и бортовыми средствами контроля технического состояния и диагностирования бортовой аппаратуры космических аппаратов. При этом средства диагностирования, входящие в состав наземного сегмента системы информационно-телеметрического обеспечения управления космических аппаратов, используются для проведения планово-периодического углубленного анализа технического состояния космических аппаратов, а периодичность проведения такого анализа численно совпадает с интервалом автономного функционирования космических аппаратов. Ввиду сложности рассматриваемых процессов, наиболее приемлемым способом для оценки указанных временных интервалов видится подход на основе имитационного моделирования.