Моделирование пассажирских и автопотоков в аэропорту “Шереметьево”

Моделирование пассажирских и автопотоков в аэропорту “Шереметьево”

Шереметьево — крупнейший аэропорт в России с годовым пассажиропотоком в 40 млн. человек. Инфраструктура аэропорта расширяется: в 2018 будет введён в эксплуатацию пассажирский терминал B, а 2020 и 2023 он будет интегрирован со строящимися терминалами С1 и С2. Кроме того, планируется расширить автомобильную стоянку на привокзальной площади. Ожидается, что эти изменения помогут увеличить пропускную способность аэропорта и выйти на годовой пассажиропоток в 52 млн. человек к 2024 году.

Моделирование терминалов B, С1 и С2

Проблема

Чтобы оценить эффективность нововведений и понять, справится ли проектируемый аэропорт с ожидаемой нагрузкой, руководство обратилось к консультантам Института развития транспортных систем (далее — ИРТС) для разработки имитационных моделей трёх перспективных терминалов.

Перед консультантами стояли следующие задачи:

Решение

Консультанты из ИРТС разработали имитационную модель трёх взаимосвязанных терминалов, а также терминала аэроэкспресса. Пассажиры в модели передвигаются различными способами: на личном и общественном транспорте, на такси и на аэроэкспрессе. В модели учтены различные характеристики пассажиров, среди них:

Модель пункта досмотра в аэропорту

Модель пункта досмотра в аэропорту

Также разработчиками был детально смоделирован процесс обслуживания пассажиров на пунктах досмотра.


Результат

video

Применение имитационного моделирования позволило:

На базе данного проекта консультанты разработали собственную Библиотеку моделирования аэровокзальных комплексов, при помощи которой можно создать модель аэровокзала любой сложности за короткое время.

Моделирование привокзальной площади

Проблема

Перед вводом в эксплуатацию пассажирского терминала B руководство аэропорта хотело понять, какой вариант организации дорожного движения (ОДД) на привокзальной площади аэропорта будет наиболее эффективным, выявить “узкие” места в выбранном варианте и понять, как их оптимизировать.

Для решения этой задачи консультанты из ИРТС использовали в модели элементы Библиотеки дорожного движения AnyLogic. Она помогла детально смоделировать физическое перемещение машин, интегрировать привокзальную площадь в существующую дорожную сеть и оценить загруженность дорог вокруг терминала до начала его работы.

Решение

video

Консультанты разработали имитационные модели трёх вариантов ОДД, которые оценили на наличие заторов и скорость на определённых участках дорог. Также на эффективность планировочного решения в данном случае повлияли следующие параметры:

В зависимости от текущего действия автомобиль, заезжающий на привокзальную площадь, изменял цвет.

Цветовая индикация помогла консультантам определили причины возникновения заторов на привокзальной площади. В разных случаях ими стали:

Моделирование дорожного движения в AnyLogic

Консультанты также провели стресс-тестирование, чтобы выявить “узкие” места в модели. С помощью карты пробок, доступной в AnyLogic, они отслеживали, как меняется плотность автопотока при изменении:

Результат

В результате экспериментов с моделью была выбрана оптимальная схема ОДД на привокзальной площади. Она и будет реализована при строительстве. Ожидается, что технология имитационного моделирования будет использоваться и при планировании терминалов С1 и С2.

Имитационная модель аэропорта

На данный момент консультанты ИРТС активно участвуют в продвижении технологии ИМ в авиационной сфере.

Похожие проекты

Другие истории успеха