Любая компания заинтересована в увеличении продаж и расширении своей клиентской базы, но средства достижения этих целей не всегда очевидны. Чтобы выбрать наиболее рациональную стратегию маркетинга и продаж, специалистам необходимо проанализировать огромное количество факторов, влияющих на ее успех, например: демография, уровень доходов, уровень безработицы, особенности продукции, действия конкурентов, тенденции развития современных технологий, требования рынка и клиентов, производственные мощности, сегментация рынка, национальные особенности потенциальных покупателей. Кроме того, большинство из факторов необходимо рассматривать в динамике, т. к. они изменяются со временем.
Таким образом, задача становится практически «неподъемной» для стандартных аналитических методов решения. И здесь на помощь приходит имитационное моделирование, которое дает возможность описать процессы как они есть и посмотреть, как будет развиваться ситуация в зависимости от различных параметров системы. На основе моделирования можно осуществить прогнозирование изменения рынка на необходимый период времени.
В настоящее время агентное моделирование (иногда в сочетании с системой динамикой) является наиболее эффективным подходом для моделирования поведения потребителей, а также поведения компаний-конкурентов, использующих независимые стратегии. Агентное моделирование позволяет описывать поведение одного потребителя, заполнять модель рынка реальным числом агентов-потребителей (возможно, с использованием данных CRM), и, на основании взаимодействия тысяч агентов-потребителей, делать вывод о поведении всего рынка в целом.