Оптимизация пропускной способности железнодорожных вокзалов к чемпионату мира по футболу-2018

Оптимизация пропускной способности железнодорожных вокзалов к чемпионату мира по футболу-2018

Проблема

В 2018 году Россия принимает чемпионат мира по футболу. Перед организаторами стояло много задач, одной из которых было подготовить железнодорожную транспортную инфраструктуру страны к работе в условиях увеличенной нагрузки. Для этого руководство компании РЖД решило оценить готовность к чемпионату 31 ж/д вокзала в городах-организаторах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Саранске, Самаре, Ростове-на-Дону, Волгограде, Калининграде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

Проект поручили консультантам из Института развития транспортных систем (далее – ИРТС). Перед ними стояли задачи:

Решение

Железнодорожное моделирование

Для решения этих задач консультанты выбрали технологию имитационного моделирования AnyLogic. Инструмент позволил консультантам разработать собственную Библиотеку моделирования вокзалов, которая помогла сократить время создания моделей за счёт уже готовых элементов разметки пространства, типичных для вокзалов: платформ, сервисов и мест ожидания.

Консультанты ИРТС создали имитационные модели вокзалов для каждого города-организатора. На первом этапе в моделях отразили существующие процессы обслуживания пассажиров пригородных поездов и поездов дальнего следования. Чтобы максимально приблизить модель к реальности, консультанты откалибровали модель на основе текущей обстановки на вокзалах и уточнили особенности поведения пассажиров.

На следующем этапе консультанты загрузили в модель данные по ожидаемому пассажиропотоку в период проведения чемпионата, а также новое расписание прибытия и отправления поездов. После этого были выявлены узкие места в инфраструктуре вокзалов и разработаны рекомендации по оптимизации планировочных решений и повышению пропускной способности в период проведения массовых мероприятий.

Наконец, консультанты провели анализ путей эвакуации пассажиров из здания вокзала. Учитывая, что на вокзале обслуживаются клиентские группы с разными особенностями поведения (наличие багажа, время ожидания в кафе, в зале вокзала или на платформе и т.д.), был определён период с наибольшим скоплением пассажиров в здании, и на его основе запускался сценарий эвакуации. В дальнейшем сценарий использовался для анализа загруженности эвакуационных выходов и времени, за которое люди смогут покинуть здания.

Возможности AnyLogic позволяли выгружать готовые модели в виде самостоятельного приложения. Оснащённое удобным интерфейсом, оно даёт возможность заказчику работать с моделью и проводить эксперименты без привязки к AnyLogic.

Результат

В результате разработчикам модели удалось найти решения по эффективному обслуживанию пассажиров на ж/д вокзалах как в период проведения чемпионата, так и в случае чрезвычайных ситуаций. При этом интерфейс моделей позволял вносить корректировки в расписание движения поездов, изменять тип состава, количество вагонов и структуру пассажиропотока. Таким образом, заказчик получил гибкий инструмент, дающий возможность моделировать работу вокзала не только во время чемпионата, но и других мероприятий.

В будущем модели вокзалов будут доработаны в части анализа коммерческого потенциала: сотрудники компании-заказчика смогут редактировать планировочные решения вокзалов, изменять конфигурацию торговых площадей и проводить анализ по их влиянию на пропускную способность вокзала. При этом планировку зданий можно будет редактировать перед запуском модели прямо в окне Simulation, без задействования режима разработчика. Пример по редактированию планировки в окне Simulation представлен командой “8 лаборатория Сколково”.

Похожие проекты

Другие истории успеха