Возможно ли моделировать поведение потребителей?

Уверен, многие, интересующиеся вопросом прогнозирования продаж, знакомы с книгой Дэна Ариели «Предсказуемая Иррациональность» (Ariely, Dan (2008), «Predictably Irrational»).

Процитирую описание русскоязычного издания: «Ключевая идея экономики — рациональность — составляет основу множества экономических теорий, прогнозов и рекомендаций. Однако Ариели пришел к выводу, что на самом деле решения наши нередко иррациональны — причем предсказуемо иррациональны: мы действуем по одним и тем же неочевидным (ни окружающим, ни нам самим) сценариям».

На факте иррациональности человеческих решений успела вырасти целая область знаний – поведенческая экономика. «Предсказуемая Иррациональность» и другие менее массовые издания приводят сотни примеров, разбивающих в пух и прах мысль о рациональности массового потребителя.

Но как данные теории отразились на методике прогнозирования продаж? Моё личное ощущение, что незначительно, т.к. люди, принимающие решения – либо экономисты, либо доверяют подобный анализ опытным экономистам, получившим своё образование задолго до появления поведенческой экономики.

Вы спросите: «При чём здесь AnyLogic, и почему я пишу об этом в блог?». Поводом послужила статья, которую нам прислали пользователи AnyLogic для публикации. На мой взгляд, она даёт целостный обзор проблемы, проиллюстрированный примером из практики авторов. В статье рассказывается, почему нужно моделировать поведение потребителей и как это делать на примере модели рынка Интернет-услуг широкополосного доступа. Итак, читаем:

Каталевский Д.Ю, Солодов В.В, Кравченко К.К., Панов Р.А. «Моделирование поведения потребителей».