В современном мире люди стремятся к комфортной жизни. Около 55% населения Земли уже проживает в городах, но, согласно прогнозу ООН, к 2050 году это число вырастет до 70%. Таким образом, потребность горожан в комфортных условиях жизни и доступной среде также будет неуклонно расти, и это нужно учитывать при планировании застройки городов.
Проекты по планировке городов в виде макетов или чертежей обычно наглядные и содержат все необходимые детали, но при их реализации могут возникнуть непредвиденные проблемы. В физической модели не учитываются динамические факторы, которые могут отразиться на объекте инфраструктуры в реальной жизни.
Например, асфальтированная пешеходная дорожка от станции метро до ближайшего супермаркета через пару лет может стать слишком тесной по мере роста числа пешеходов.
AnyLogic — это безрисковая среда моделирования, в которой вы можете создавать различные сценарии с использованием пешеходных потоков и тестировать их перед реализацией проекта. С помощью цифровых имитационных моделей можно масштабировать объекты инфраструктуры и анализировать их в динамике. Однажды созданную модель спального района в Москве можно будет использовать при создании подобного проекта, например, в Санкт-Петербурге. А если что-то не работает в модели должным образом, вы можете быстро это скорректировать.
В этой статье мы кратко расскажем, как можно использовать AnyLogic для городского проектирования.
Проектирование пешеходных дорожек
Вот пример: разрабатывается проект большого многоквартирного дома. В нем предусмотрена с сеть пешеходных дорожек, но это не значит, что пешеходы будут по ним ходить.
Часто пешеходные дорожки ведут не туда, куда людям надо: не соединяют жилые дома с остановками транспорта и магазинами, заканчиваются тупиками, прерываются клумбами или оградами. Так как, независимо от существующих дорожек, люди обычно выбирают наиболее удобный и короткий маршрут, во дворах и парках в итоге появляются вытоптанные газоны.

Поэтому некоторые строительные компании не асфальтируют дорожки сразу. Вместо этого они ждут, пока пешеходы сами их проложат. Так наиболее удобные пешеходные маршруты становятся видимыми, и в итоге их асфальтируют.
Но зачем ждать, если все это можно смоделировать в AnyLogic? В программе есть Пешеходная библиотека, которая специально разработана для моделирования пешеходных потоков.
Моделируя пешеходные потоки, вы можете определить область, в которой пешеходы могут передвигаться. Они будут искать кратчайший путь, чтобы быстрее добраться до места назначения.

Проблема парковки у дома
При планировании пешеходных дорожек, например, в микрорайонах, важно учитывать, как они повлияют на автомобильные дороги. Иногда расширение тротуара может привести к неудобному въезду во двор, узким дорогам, на которых автомобилям сложно разъехаться, а также к пробкам и другим проблемам.
Одна из таких проблем – недостаток парковочных мест возле многоквартирных жилых комплексов – возникает из-за нерационального использования городских территорий. Ее можно решить с помощью AnyLogic, например, смоделировав разные размеры парковок и примыкающих к ним дворов и дорог.
В результате моделирования может оказаться, что наземная парковка неэффективна, и вместо нее лучше построить подземную. Таким образом, можно будет создать больше парковочных мест, снизить вероятность пересечения автомобильного и пешеходного потоков, а также упростить передвижение автомобилей по парковке.
Кроме того, важно, чтобы автомобили не создавали пробок при въезде во двор многоквартирного дома. Вы можете смоделировать это в AnyLogic, используя встроенную Библиотеку дорожного движения. С помощью имитационной модели можно также прогнозировать ситуацию на дорогах, исходя из плотности транспортного потока и конкретной сети дорог.
Более того, возможна дальнейшая оптимизация движения автомобилей, чтобы уменьшить количество пробок на перекрестках. В результате люди смогут быстрее передвигаться по городу.
Все это положительно влияет на комфорт городских жителей, и AnyLogic может помочь в планировании городской застройки, чтобы сделать наш мир чуточку лучше.
Материалы по теме
- Проектируем здания с помощью BIM и имитационного моделирования
- Материалы блога о моделировании пешеходных потоков
- Применение моделирования пешеходных потоков (с примерами из практики)
- Примеры моделей: моделирование пешеходных потоков в аэропортах, на вокзалах и в других зданиях
- Примеры моделей: использование пешеходной библиотеки