Урбанистика и AnyLogic: как строить комфортные для жизни города

Люди, пересекающие пешеходный переход в центре города

В современном мире люди стремятся к комфортной жизни. Около 55% населения Земли уже проживает в городах, но, согласно прогнозу ООН, к 2050 году это число вырастет до 70%. Таким образом, потребность горожан в комфортных условиях жизни и доступной среде также будет неуклонно расти, и это нужно учитывать при планировании застройки городов.

Проекты по планировке городов в виде макетов или чертежей обычно наглядные и содержат все необходимые детали, но при их реализации могут возникнуть непредвиденные проблемы. В физической модели не учитываются динамические факторы, которые могут отразиться на объекте инфраструктуры в реальной жизни.

Например, асфальтированная пешеходная дорожка от станции метро до ближайшего супермаркета через пару лет может стать слишком тесной по мере роста числа пешеходов.

AnyLogic — это безрисковая среда моделирования, в которой вы можете создавать различные сценарии с использованием пешеходных потоков и тестировать их перед реализацией проекта. С помощью цифровых имитационных моделей можно масштабировать объекты инфраструктуры и анализировать их в динамике. Однажды созданную модель спального района в Москве можно будет использовать при создании подобного проекта, например, в Санкт-Петербурге. А если что-то не работает в модели должным образом, вы можете быстро это скорректировать.

В этой статье мы кратко расскажем, как можно использовать AnyLogic для городского проектирования.

Проектирование пешеходных дорожек

Вот пример: разрабатывается проект большого многоквартирного дома. В нем предусмотрена с сеть пешеходных дорожек, но это не значит, что пешеходы будут по ним ходить.

Часто пешеходные дорожки ведут не туда, куда людям надо: не соединяют жилые дома с остановками транспорта и магазинами, заканчиваются тупиками, прерываются клумбами или оградами. Так как, независимо от существующих дорожек, люди обычно выбирают наиболее удобный и короткий маршрут, во дворах и парках в итоге появляются вытоптанные газоны.


Пешеходные дорожки в разных направлениях
Разработчик запускает модель, чтобы узнать, какие маршруты выберут пешеходы

Поэтому некоторые строительные компании не асфальтируют дорожки сразу. Вместо этого они ждут, пока пешеходы сами их проложат. Так наиболее удобные пешеходные маршруты становятся видимыми, и в итоге их асфальтируют.

Но зачем ждать, если все это можно смоделировать в AnyLogic? В программе есть Пешеходная библиотека, которая специально разработана для моделирования пешеходных потоков.

Моделируя пешеходные потоки, вы можете определить область, в которой пешеходы могут передвигаться. Они будут искать кратчайший путь, чтобы быстрее добраться до места назначения.


Пешеходные дорожки, проложенные в разных направлениях
По результатам предыдущего моделирования разработчик добавил в модель новую заасфальтированную дорожку

Проблема парковки у дома

При планировании пешеходных дорожек, например, в микрорайонах, важно учитывать, как они повлияют на автомобильные дороги. Иногда расширение тротуара может привести к неудобному въезду во двор, узким дорогам, на которых автомобилям сложно разъехаться, а также к пробкам и другим проблемам.

Одна из таких проблем – недостаток парковочных мест возле многоквартирных жилых комплексов – возникает из-за нерационального использования городских территорий. Ее можно решить с помощью AnyLogic, например, смоделировав разные размеры парковок и примыкающих к ним дворов и дорог.

В результате моделирования может оказаться, что наземная парковка неэффективна, и вместо нее лучше построить подземную. Таким образом, можно будет создать больше парковочных мест, снизить вероятность пересечения автомобильного и пешеходного потоков, а также упростить передвижение автомобилей по парковке.

Кроме того, важно, чтобы автомобили не создавали пробок при въезде во двор многоквартирного дома. Вы можете смоделировать это в AnyLogic, используя встроенную Библиотеку дорожного движения. С помощью имитационной модели можно также прогнозировать ситуацию на дорогах, исходя из плотности транспортного потока и конкретной сети дорог.

Более того, возможна дальнейшая оптимизация движения автомобилей, чтобы уменьшить количество пробок на перекрестках. В результате люди смогут быстрее передвигаться по городу.

Все это положительно влияет на комфорт городских жителей, и AnyLogic может помочь в планировании городской застройки, чтобы сделать наш мир чуточку лучше.


Материалы по теме


Похожие материалы