В июле и августе проходил онлайн-конкурс технологических решений «Инженеры против COVID-19», в котором участники разрабатывали и тестировали идеи по снижению риска распространения вируса в учебных заведениях. В рамках одного из направлений конкурсантам нужно было решать эти задачи с использованием имитационного моделирования, а наши коллеги из AnyLogic выбирали лучшие модели.
Мероприятие было организовано Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив совместно с Санкт-Петербургским Политехническим университетом и Правительством Санкт-Петербурга. Компании Autodesk и AnyLogic выступили партнерами конкурса.
Моделирование движения пешеходных потоков
Конкурс проводился по нескольким направлениям, одно из которых было «Проектирование и моделирование». В рамках первого и второго этапов участникам нужно было разработать планировку учебных заведений в BIM-модели при помощи продуктов Autodesk. Основной задачей было снизить плотность скопления людей, чтобы меньше учащихся и сотрудников заразилось вирусом. В финальной части состязания участники решали эту задачу с помощью ИМ AnyLogic: моделировали движение пешеходных потоков в зданиях и оценивали скопление людей в разных частях помещений с помощью карт плотности. Чем выше был этот показатель, тем выше риск заражения. На основе результатов моделирования участники изменяли расписания, схемы движения, рассадку и другие показатели в модели AnyLogic, пока не находили оптимальное решение по планировке.
По мнению организаторов, самое успешное решение по работе школьной столовой предложила команда Виктории Фомичевой, Ольги Шевчук и Фуада Бабаева. Разработчики проекта смоделировали весь процесс посещения столовой: от мытья рук до сдачи грязной посуды. На основе построенной модели участники конкурса предложили идеи по снижению плотности посадочных мест и увеличению числа точек раздачи еды, а также по использованию ограждений, чтобы разделить помещение на зоны. Посмотрите, как работает эта модель:
"Мы никогда не работали в AnyLogic, а разобраться в программе нужно было за короткий срок – это было главной сложностью. Сначала мы думали, что для моделирования многопоточных процессов – четырех сценариев поведения потоков учащихся – нам нужно будет использовать марковские процессы и считать все вручную. Однако AnyLogic ощутимо упрощает работу с такими процессами. Изучать программу было хоть и трудно, но по-настоящему интересно. Отдельно хочется отметить автоматический анализ данных и возможность задавать различные числовые характеристики пешеходных потоков в программе. Это позволяет проще проводить эксперименты и сравнивать результаты.
Мы считаем, что использование передовых технологий особенно важно для улучшения эпидемиологической обстановки. Надеемся, что в будущем нам еще не раз удастся применить полученный опыт на практике",
Другие модели участников конкурса смотрите в библиотеке AnyLogic Cloud, а фотографии с награждения доступны ниже.

"Конкурс «Инженеры против COVID-19» показал важность использования имитационного моделирования на этапе проектирования корпусов школ, университетов и других мест массового скопления людей. Такие модели позволяют легко проверить различные сценарии функционирования помещения с учетом реального перемещения потоков людей и всех особенностей его работы. Результаты имитационного моделирования можно использовать для организации пространства оптимальным образом с целью снижения плотности потока людей и времени эвакуации из здания, увеличения его пропускной способности и других смежных задач",
Больше о пешеходном моделировании:
- в одном из разделов бесплатной книги «AnyLogic за 3 дня»;
- в подборке статей про моделирование пешеходных потоков;
- в бизнес-кейсах: моделирование станции МЦК «Локомотив», моделирование аэропорта Франкфурта, выбор планировки вагона электрички;
- в видеоуроке по моделированию пешеходного перехода (на англ.);
- в видеозаписи семинара по моделированию пешеходных потоков;
- на примерах моделей аэропортов, вокзалов и торговых центров в AnyLogic Cloud;
- в видео, где мы превращаем чертёж здания из Autodesk Revit в имитационную модель с пешеходами (на англ.).