Что такое корпоративное моделирование?
Корпоративное моделирование (enterprise simulation) — это концепция, которая в странах Европы и Америки существует уже давно. Однако в последние годы она стала использоваться эффективнее за счет внедрения новых технологий.Определений корпоративного моделирования много, но, в целом, это метод, с помощью которого моделируется работа разных бизнес-функций. Все они при этом взаимосвязаны и отражены в едином цифровом двойнике компании.
Корпоративное моделирование хорошо работает как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе и позволяет предупреждать потенциальные проблемы. Менеджеры в компаниях могут использовать этот подход, чтобы выработать подходящий план действий. Для этого они оценивают сценарии или даже запускают эксперименты с ними.
Важно отметить, что корпоративное моделирование используется в разных сферах, включая маркетинг, финансы, управление цепочками поставок и многое другое. Компании оптимизируют свою деятельность, снижают затраты и риски, а также повышают производительность.
Читайте также: 3 примера бизнес-проектов по корпоративному моделированию от PwC.
Что отличает корпоративное моделирование?
Чем, по мнению PwC, корпоративный проект (enterprise project) и корпоративное моделирование (enterprise simulation) отличаются от других? Что важно учесть в таких проектах?
Ответы на эти вопросы PwC выделила в четыре категории:
Как PwC адаптирует свой подход?
Существует большая разница между разработкой модели в малом масштабе для небольшой группы людей и созданием модели на корпоративном уровне — на уровне всей компании. Здесь нужен индивидуальный подход, с помощью которого вы определите, в каком направлении двигаться.
На начальном этапе проекта нужно учесть множество разных аспектов: интеграцию в существующие системы, масштаб модели, количество пользователей, сложность модели, понимание проблем, возможность для улучшений и формирование ожиданий.
Еще до начала моделирования важно убедиться, что вы понимаете эти аспекты. Вам они нужны для достижения поставленных целей, а заказчику — для получения желаемого результата.
Этапы корпоративного моделирования от PwC
На основе своего многолетнего опыта работы с разными клиентами из разных отраслей PwC разработала уникальный подход. Он работает для них и при правильном внедрении, может сработать и для вашего бизнеса.
Подход можно разделить на пять этапов, каждый из которых уникален и критичен для успеха проекта.
Сформулируйте проблему
Это очень важно: если вы ошибетесь на данном этапе, проект с самого начала пойдет по неверному пути. Правильно сформулируйте проблему. Тогда вы сможете начать и, если всё пройдет успешно, закончить проект, зная, что все одинаково понимают цель модели.
Проведите семинар по системному мышлению
Он состоит из двух частей. Первая — это подготовительная и обучающая сессия, а вторая — сам семинар. Его цель — достичь согласия по поводу моделируемой системы. В результате система принимает форму диаграммы причинно-следственных связей, но может быть и блок-схемой или даже ментальной моделью.
Подведите итоги семинара
Итоги семинара в письменном виде нужно передать заинтересованным сторонам. Там могут быть указаны сформулированная ранее проблема и система в ее визуальном представлении. На этом этапе еще можно вносить любые необходимые исправления.
Определите высокоуровневые требования к данным
Незамедлительно проведите разведочный анализ данных. Если данные не подтверждают решения, принятые на предыдущих этапах, можно скорректировать формулировку проблемы или цель модели.
Решите, можно ли двигаться дальше
На этом этапе используется документ, содержащий контрольный список пунктов и ряд вопросов. Пункты и ответы на вопросы отмечаются на предыдущих этапах. На основе этого документа принимается окончательное решение о том, можно продолжать работу над проектом или нет.
О чем следует помнить
Если вы взвешиваете, подойдет ли корпоративное моделирование для решения задач вашего бизнеса, думайте не только о том, какие шаги необходимо предпринять, но и об общей картине. Помните, что планирование имеет решающее значение, и не забывайте включать заказчика в рабочий процесс. Он не обрадуется, если вы, потратив много времени, придете к нему с решением, а его видение не будет соответствовать тому, что вы сделали.
Кроме того, не усложняйте модель только потому, что это возможно. Можно создать очень сложную модель с самым интересным функционалом, но зачем все усложнять? Убедитесь также, что то, что вы делаете, вписывается в процессы и структуры заказчика, с которым вы работаете. Интеграция с их текущими системами или методами критична для успеха проекта. Наконец, и это, возможно, самое главное, определите, кто и для чего будет использовать вашу модель.
Подробнее о корпоративном моделировании — в выступлении PwC на конференции AnyLogic 2022 на английском языке:
Другие материалы по этой теме про:
- пользовательские библиотеки в AnyLogic и корпоративное моделирование [блог];
- AnyLogic Cloud — облачный сервис для корпоративной работы с моделями [блог];
- корпоративное моделирование в экосистеме AnyLogic [видео на англ.].
Чтобы оставаться в курсе новостей и получать на почту последние статьи нашего блога, подпишитесь на ежемесячную рассылку AnyLogic.