Оптимизация городского автобусного транспорта – сбор данных и моделирование

Рациональное управление системой городского пассажирского транспорта – одна из ключевых задач городских управленцев в мегаполисах нашего века. Общественный транспорт – это система, включающая огромное количество взаимосвязанных элементов. При внесении изменений в текущую систему нужно четко понимать, что и зачем делать. Как организовать движение наземного транспорта так, чтобы удовлетворить нужды максимального количества людей при имеющихся в распоряжении ресурсах? Какие районы на карте города нуждаются в дополнительном покрытии транспортным сообщением? Каким должно быть оптимальное расписание движения транспорта? Как избежать нерационального использования автобусов? Для получения ответов на такие вопросы важно понимать причинно-следственные связи, работающие в транспортной системе конкретного города. Мировой опыт показал, что оптимизировать движение общественного транспорта можно и нужно с применением имитационного моделирования.

В России тоже в последние годы активно применяется моделирование для усовершенствования транспортных систем. Об одном из проектов мы уже рассказывали до этого – это моделирование пешеходных потоков на одном из проектируемых пересадочных узлов Московской Кольцевой Железной Дороги. Здесь речь шла об изучении пассажиропотоков и пропускной способности пересадочного узла. Еще одна из многих сфер приложения ИМ – оптимизация маршрутной сети автобусного транспорта. Такой проект сейчас выполняется Нижегородским государственным техническим университетом для транспортной сети Нижнего Новгорода.

Первым этапом проекта стало построение моделей двух отдельных маршрутов (социального и коммерческого) и их валидация на статистических данных, полученных в результате исследования маршрутов передвижения пассажиров. Далее модель была расширена до уровня маршрутной сети целого города.

Входными данными для модели является информация о маршрутах автобусного транспорта и матрицы корреспонденций, содержащие информацию о плотности пассажиропотоков с каждой остановки на каждую. Сбор этих данных – наиболее трудоемкий процесс, который в случае с автобусами Нижнего Новгорода требует участия большого количества людей, вручную считающих пассажиропотоки на каждой остановке. Сейчас авторы занимаются сбором информации о движении пассажиров по маршрутам всего города, в планах – ее использование для валидации модели и оптимизация маршрутов городского транспорта на основании полученных выходных данных. Подробности проекта – в статье разработчиков.



Построенная модель позволит решить задачу оптимизации маршрутной сети Нижнего Новгорода. Сейчас рассматривается вариант организации «магистральных» и «подвозящих» маршрутов, что позволит уйти от неэффективной действующей схемы, где некоторые маршруты транспорта дублируются, а в нужных местах порой отсутствуют. Также обсуждается пуск скоростного трамвая. Естественно, что подобные кардинальные решения необходимо предварительно проверять на имитационной модели и только потом внедрять на практике.

Желаем удачи нижегородским исследователям и надеемся, что их работа принесет пользу городу!