Обзор новой Библиотеки дорожного движения


Привет всем пользователям AnyLogic!

Недавно мы выпустили версию AnyLogic 7.3, которая включает в себя новую Библиотеку дорожного движения. Она предназначена для детального моделирования дорог, перекрёстков, развязок, подъездов к складам, производственным и общественным зданиям. При движении по дорожной сети машины следуют правилам дорожного движения и учитывают текущую загрузку полос.

Давайте посмотрим, из каких элементов состоит библиотека и какие возможности она даёт.

Элементы разметки пространства

Для удобства задания дорожной сети и перекрёстков мы создали новые элементы разметки пространства: Дорога, Перекрёсток, Парковка, Автобусная остановка и Стоп-линия. Так выглядит соответствующая секция на палитре:



С помощью этих элементов можно создать дорожную сеть любой сложности. Компонент Дорога основан на стандартном компоненте Путь и поддерживает все возможные варианты рисования и редактирования путей:



При соединении нескольких дорог автоматически создается перекрёсток со всеми возможными траекториями движения на нем:



Редактируя соединители полос, разработчик модели может сымитировать нужную ему схему движения на перекрёстке:



При построении маршрута по дорожной сети машины будут учитывать все разрешённые направления движения на перекрёстке. Если существует несколько равнозначных траекторий, например, при повороте налево, то случайным образом будет выбрана одна из них. Это помогает сделать движение машин более реалистичным.

Элемент Стоп-линия служит для нескольких задач. Он используется для задания точек назначения на дорогах и отдельных полосах, а также влияет на поведение машин – Стоп-линия может являться знаком ограничения скорости или “уступи дорогу”:



Для моделирования парковок и остановок общественного транспорта в AnyLogic предусмотрены специальные элементы разметки. Их можно размещать вдоль дорог и задавать нужную длину:



Оба элемента могут являться точками назначения для машин, движущихся по дорожной сети.

Блоки библиотеки

Библиотека дорожного движения представляет из себя набор стандартных блоков:



Первые пять блоков палитры предназначены для создания процессных диаграмм транспортных потоков и задания логики движения машин. Блок Traffic Light позволяет задавать светофоры на перекрестках с помощью удобного редактора фаз:



Светофор может управлять движением как для всей дороги, так и для отдельных её полос (опции задаёт режим работы для стоп-линий перекрёстка и для соединителей полос перекрёстка соответственно). Второй режим предназначен для задания работы светофоров с секциями, например, для поворота налево или направо. Чтобы изменить конфигурацию фазы для конкретного направления движения на перекрёстке, достаточно просто один раз щелкнуть в соответствующей ячейке таблицы в свойствах блока Traffic Light или сделать это прямо в графическом редакторе:



Оптимизация светофорных фаз – одна из самых частых задач при моделировании транспортных потоков. Поэтому мы предусмотрели возможность параметризации их длительности:



Варьируя значения параметров в оптимизационном эксперименте, можно получить значения длительностей, которые позволят увеличить пропускную способность одного или нескольких перекрёстков.

Загруженность дорог – критерий, показывающий, насколько удачно спроектирован перекресток или дорожная развязка. AnyLogic позволяет собирать статистику загруженности и отображать ее прямо поверх дорожной сети в режиме реального времени.



Включить отображение пробок и задать все необходимые настройки можно в блоке Road Network Descriptor:



Комбинирование библиотек

Библиотека дорожного движения разработана с помощью стандартных компонентов AnyLogic, что позволяет комбинировать её с другими библиотеками. Например, нахождение машины на парковке или остановке можно задать блоком Delay, а логических агентов можно конвертировать в машины и обратно, используя блоки Car Enter и Car Exit соответственно.

Таким образом, теперь станет проще строить детальные модели стадионов, торговых центров, вокзалов, аэропортов, производственных предприятий и т.д. Например, такие, как модель, разработанная "ИТС-Консалтинг" (на видео ниже). Детальное моделирование дорожного движения в таком случае позволяет сделать модель более реалистичной, а результаты моделирования точнее.






2 июня состоится вебинар, на котором я покажу интересные примеры применения дорожной библиотеки и научу ею пользоваться на практике. Регистрируйтесь, буду рад видеть вас среди участников! А для новых познавательных постов подписывайтесь на наш блог.