Моделирование транспортной системы городских электричек: взгляд со стороны пассажира



Городские системы общественного транспорта моделируют и за рубежом, и в России. Традиционно такая модель – это прежде всего модель станций, движения поездов, автобусов и других транспортных средств. Сегодня мы расскажем, как консультанты PwC Australia при помощи агентного моделирования посмотрели на такую систему с точки зрения пассажира.

Традиционные модели городского транспорта ставят во главу угла инфраструктуру и транспортные средства (например, поезда и станции). Но что делать, когда нужно оценить эффективность системы с точки зрения пассажира? Как подтверждают специалисты PwC, в этом случае такие модели дают неточные расчеты. Здесь нужно учитывать поведение каждого человека в отдельности. К счастью, популярность смарт-карт для оплаты проезда позволяет собрать данные о том, кто, откуда, куда и когда ездит. Эта огромная статистика по пассажирам так и просится, чтобы ее использовали в имитационной модели.

Агентный метод моделирования дает оценить опыт взаимодействия с городским транспортом каждого отдельного человека. Каждый пассажир в модели представлен независимой единицей – агентом, который покупает билеты, садится в поезда, выходит на нужной станции и т.д. Агентный метод позволяет отследить перемещение пассажира по транспортной системе, рассчитать время перемещения, количество пересадок и собрать много другой полезной статистики. Если смотреть широко, он позволяет оценить, был ли опыт поездки на городском транспорте удачным, и, если нет, понять, как можно его улучшить.

Именно таким проектом занимались консультанты PwC по заказу транспортного оператора австралийского мегаполиса. Компания-оператор хотела понять, как аварии и нештатные ситуации, случающиеся в системе городских поездов, влияют на среднее время поездки людей.

Модель позволила посмотреть на транспортную систему глазами пассажиров и подсчитать потерянные ими минуты, связанные с задержкой транспорта. Компания поняла число пассажиров, на которых оказывают влияние аварии в разных точках транспортной системы. Также полученные данные помогли определить лучшие политики реагирования на аварии в зависимости от их типа, места и времени.

Читайте обзор проекта полностью на нашем сайте и смотрите выступление Артёма Парахина из PwC Australia на нашем YouTube-канале.