Моделирование пересадочного узла «Волоколамская»: дорожная библиотека в деле



При проектировании транспортно-пересадочных узлов планировщикам требуется проверять проекты станций на соответствие объектов запланированной пешеходной пропускной способности. Городские власти, в свою очередь, должны понимать, как создание той или иной станции повлияет на дорожное движение в районе и загрузку общественного транспорта. Удобным инструментом для решения таких задач является имитационное моделирование.

До этого мы уже рассказывали об одном из таких проектов – моделировании пассажиропотоков на пересадочной станции МКЖД «Черкизово», выполненном нашими партнёрами из компании «ИТС-консалтинг». Новый проект, о котором мы поговорим сегодня – исследование автопотока возле проектируемого транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Волоколамская».

Территория строящегося транспортно-пересадочного узла станции метро "Волоколамская" расположена в районе Митино Северо-Западного административного округа Москвы. Основная загрузка улично-дорожной сети (далее – УДС) приходится на радиальные автомагистрали: Пятницкое шоссе и Новотушинский проезд. Разумеется, в районе ожидается рост потока автомобилей. Планировщикам нужно было определить, какой будет ситуация в дорожной сети в часы пик с учётом перспективного увеличения автопотока до 2025 года, и узнать, как её модернизировать. Консультанты из «ИТС» решили построить имитационную модель дорожной сети и на ней проверить сценарии с разным количеством машин и разной конфигурацией сети.



Для моделирования в «ИТС» выбрали инструмент AnyLogic и его Дорожную библиотеку, которая позволяет имитировать физическое перемещение машин по дорогам с учётом ПДД, светофоров, знаков и т.д. На момент реализации проекта библиотека ещё находилась в превью-режиме, и часть функциональности была недоступна, но разработчики модели решили проблему благодаря гибкости AnyLogic и возможности для опытных пользователей создавать собственные библиотеки и отдельные их части. Так, они создали следующие блоки:
  • Умный водитель: блок проверяет текущее состояние автодороги после перекрёстка. Если впереди есть пробка, то авто не выезжает на перекрёсток.
  • Светофор: блок для создания регулируемых перекрёстков.
  • Уступить дорогу: блок для создания нерегулируемых перекрёстков, съездов и выездов на проезжую часть.


Сегодня, с выходом AnyLogic 7.3, все эти возможности уже представлены в Дорожной библиотеке по умолчанию.

Модель дорожной сети у ТПУ «Волоколамская» помогла понять проблемы в сети и сформировать рекомендации по её улучшению. Выполнение этих рекомендаций поможет в 2025 году сократить очереди на светофорах в два раза, что будет даже меньше сегодняшних очередей. К тому же, модель помогла утвердить проект планировки территории на официальном уровне. Больше подробностей о модели – в разделе «Истории успеха».

Кроме «Волоколамской», специалисты «ИТС-Консалтинг» помогали проектировать дорожную сеть в районе других станций метро и общественных объектов: станции «Митино», «Строгино», «Аэропорт», «Свиблово», «Алексеевская», «Косино», зона тяготения студии «Мосфильм», а также проспекта Андропова рядом с метро «Технопарк».