К Чемпионату мира по футболу-2018 реконструируются и строятся не только стадионы, но и аэропорты. В Петербурге с наплывом туристов поможет справиться терминал “Пулково-2”, а в Москве заработают новые сегменты терминалов в аэропортах “Домодедово” и “Шереметьево” (о том, как планировалось его расширение, расскажем ниже). В числе других городов, где расширяется инфраструктура аэровокзалов — Волгоград, Нижний Новгород, Калининград, Самара и Саранск.

В Ростове-на-Дону, одном из городов-организаторов чемпионата, не стали реконструировать действующий аэропорт, а построили новый. Аэровокзал “Платов” больше старого аэропорта в 3 раза, а его пропускная способность — до 2000 пассажиров в час. Благодаря стратегически выгодному положению в перспективе он сможет работать как хаб — стыковочный комплекс для российских и международных авиакомпаний. Аэропорт поможет развить инфраструктуру региона, а также разгрузить московский авиаузел. В планах руководства — строительство второй взлётно-посадочной полосы и увеличение количества пассажиров.
Зачастую рост пассажиропотока снижает пропускную способность терминалов: увеличиваются очереди и появляются «людские пробки». Чтобы избежать этого, нужно менять инфраструктуру и рабочие процессы в аэропорту: добавлять стойки регистрации, корректировать рабочее расписание, расширять площади терминалов. Перед принятием таких решений руководство должно ответить на следующие вопросы:
- Как будут работать все системы в комплексе в зависимости от изменения нагрузки?
- Как изменится пассажиропоток, если одна из служб перейдёт на новый режим работы?
- Что произойдёт, если пассажиропоток увеличится?
Системой для поддержки принятия решений может выступить имитационная модель. Она позволит спланировать и оптимизировать работу аэропорта на разных стадиях его развития, в режиме реального времени выявить потенциально слабые места и решить задачи с минимальными затратами.
На этапе проектирования модель поможет оценить влияние окружающей инфраструктуры на работу терминалов, эффективность инвестиций, а также увидеть, как объект справится с планируемой нагрузкой и насколько он удовлетворяет требованиям безопасности. Когда аэровокзал начнёт работу, модель можно использовать в оперативном планировании, например, для:
- оценки пропускной способности и уровня обслуживания;
- организации очередей;
- оптимизации работы сервисов, количества персонала, рабочего расписания;
- размещении рекламы и торговых точек в терминале.

Имитационное моделирование можно применить и для модернизации других частей аэропортовых систем. Например, определить нужное количество обслуживающей техники и персонала на парковке и аэродроме, найти оптимальное количество стоянок для самолётов, оценить пропускную способность взлётно-посадочной полосы и воздушного пространства. Эти задачи уже решали с помощью AnyLogic компании-консультанты в России, Германии Франции и других странах. Подробнее о некоторых успешных проектах – в нашей статье.
Моделирование терминалов аэропорта "Шереметьево"
Первый в России по пассажиропотоку аэропорт "Шереметьево" расширяется: в этом году планируется открыть обновлённый Терминал В, а в 2019 году интегрировать его со строящимся Терминалом С. Это увеличит пропускную способность Северного терминального комплекса и аэропорта в целом. Чтобы оценить эффективность нововведений и понять, справится ли проектируемый аэропорт с ожидаемой нагрузкой, руководство заказало исследование у компании “ИТС-консалтинг” (сейчас — “Институт развития транспортных систем”).
Перед консультантами стояла задача смоделировать передвижение пассажиров на входах в терминал и определить нужное количество входных групп — узких мест в инфраструктуре аэропорта. На основе модели консультанты уже создали около 20 сценариев расположения входов в аэропорт для каждого терминала, а также оценили загруженность элементов аэропорта в нештатных ситуациях, например, когда один из терминалов будет закрыт. Подробно о проекте мы расскажем после его окончания. Не пропустите.
Определение оптимального количества персонала в аэропорту "Пулково"
В рамках некоммерческого исследования команда “ИТС-консалтинг” смоделировала работу аэропорта Пулково. В 2017 году пассажиропоток в нём увеличился на 23% по сравнению с показателями 2016 года. Это могло стать одной из причин возникновения очередей в аэропорту, которые могут вызвать задержки рейсов и сбои в расписании полётов.
Так как операционное планирование в аэропорту в основном происходило в ручном режиме, консультанты предложили автоматизировать этот процесс с помощью имитационной модели. При её создании они учли пространственные характеристики аэровокзала, расписание самолётов и рабочих, неравномерность прибытия пассажиров и нагрузки на пункты обслуживания, а также вероятность возникновения нештатных ситуаций.

В модели консультанты сымитировали путь пассажиров от входа в аэропорт до посадки в самолёт. Такая детализация позволила точнее перераспределять потоки пассажиров для уменьшения очередей. Чтобы определить оптимальное количество сотрудников на каждом этапе проверки пассажиров, консультанты использовали карты плотности. Они показывали загруженность стоек обслуживания, в то время как консультанты анализировали нагрузку на персонал и компенсировали её в реальном времени, добавляя сотрудников на места. С помощью моделирования консультантам удалось совместить производственную задачу с реальной жизнью и создать инструмент, который будет полезен в оперативном управлении аэропортом. Подробнее об этом проекте — в выступлении его авторов.
Моделирование пассажиропотоков в аэропорту Франкфурта
Главным петербургским аэропортом руководит компания Fraport. Она также самостоятельно или через агентов управляет аэропортами в Индии, Перу, Турции, Китае, Бразилии и других странах.
Базовое предприятие Fraport, аэропорт Франкфурта, — крупный международный авиаузел. Когда компания столкнулась с ограничениями по расширению инфраструктуры аэропорта, было решено разработать систему управления пассажиропотоками, которая бы прогнозировала количество людей в терминалах в разное время. Это должно было снизить количество очередей, увеличить эффективность использования существующих площадей и повысить качество обслуживания пассажиров.
Немецкие консультанты из компании acp-IT создали для Fraport такую систему на основе имитационной модели. Разработка позволяла за считанные минуты получать прогноз пассажиропотока на несколько часов вперёд, учитывая особенности инфраструктуры аэропорта. Узнать подробности >>
Моделирование поведения пассажиров в аэропорте Орли (Франция)
Орли — второй по величине аэропорт Франции. Большинство пассажиров аэровокзала — семейные пары с детьми. Эта специфика влияет на инфраструктуру терминалов: появляется вероятность скоплений людей и необходимость рационального использования пространства. Управляющая компания и заказчик проекта по моделированию, Paris Aéroport, хотела найти оптимальную конфигурацию зоны контроля. Нужно было принять решения о том, как организовать очереди на осмотр и сколько контрольных пунктов необходимо для комфортного обслуживания пассажиров.
Консультанты смоделировали несколько вариантов топологии зон контроля. На основе данных о прилетающих рейсах они спрогнозировали количество и поведение пассажиров в аэропорту в разное время и отразили это в имитационной модели. Они также учли характеристики пассажиров: например, если паспортный контроль проходила семья, она не могла покинуть зону контроля до того, как проверят всех членов семьи. Далее консультанты протестировали каждый вариант топологии и оценили загрузку узких мест. В результате они предложили заказчику изменения, которые помогли бы оптимизировать пространство терминала и не создавали бы затруднений в передвижении пассажиров.

Похожую задачу выполнила с помощью моделирования компания Setec для руководства аэропорта Ницца Кот д'Азур.
Подробно о проекте по моделированию аэропорта Орли — в выступлении Андрея Борщёва.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Мы часто пишем в блоге об использовании моделирования для решения бизнес-задач на основе историй успеха российских и иностранных компаний. Статьи на какие темы были бы вам интересны? Расскажите об этом в комментариях.