«Газпром нефть» моделирует перевозку нефти с AnyLogic

«Газпром нефть» – первая компания, начавшая добычу нефти на российском шельфе Арктики. В этом регионе компания разрабатывает одно из самых крупных нефтегазоконденсатных месторождений – Новопортовское. Его запасы оцениваются в 250 млн тонн нефтепродуктов и более 320 млрд кубометров газа. Месторождение расположено за Полярным кругом, вдалеке от трубопроводной транспортной инфраструктуры, поэтому в качестве оптимального решения для перевозки добытой нефти компания выбрала отгрузку речными и морскими танкерами.

Перед вводом транспортной системы в эксплуатацию были разработаны временная и постоянная схемы вывоза нефти. Временная схема предполагает перевозку сырья танкерами малой грузоподъёмности с низким ледовым классом. По мере увеличения грузопотока временная схема сменится на постоянную: к перевозке будут привлечены танкеры усиленного ледового класса с большей грузоподъёмностью. Кроме того, в зимнее время водные пути покрываются неподвижным льдом, поэтому танкерам может потребоваться помощь ледоколов.

Чтобы оценить эффективность временной и постоянной схемы транспортировки, «Газпром нефть» заказала создание системы поддержки принятия решений Крыловскому государственному научному центру. Разработчики системы объединили модули судостроительных расчётов, ГИС-среду и логистическую имитационную модель, построенную в AnyLogic, в программный комплекс «МТС-модель». Так в СППР удалось одновременно учесть характеристики судов, логику транспортных операций, географические и природные условия.


Интерфейс «МТС-модели»

Работа с моделью помогла определить:
  • пропускную способность системы перевозок;
  • необходимое число судов для транспортировки разного количества нефти;
  • необходимое количество ледоколов и затраты на них в годы с ледовыми условиями разной тяжести.

Отметим, что перед отправкой танкерами нефть находится в береговых хранилищах, и переполнять их нельзя даже в нештатных ситуациях. На основе модели аналитики установили оптимальный объем берегового хранилища, достаточный для всего периода освоения месторождения, и дали рекомендации по необходимым мерам для исключения переполнения.

Подробнее о работе модели и результатах проекта вы узнаете из истории успеха компании «Газпром нефть» на нашем сайте.



Возможности имитационного моделирования AnyLogic также позволили исследовать работу нефтедобывающей платформы «Приразломная». Это ещё один проект «Газпром нефти» на Арктическом шельфе. Подробнее об нем мы расскажем в одной из наших ежемесячных рассылок, краткое описание доступно уже сейчас. Читать >>