Европейские страны активно внедряют электротранспорт для личного и общественного пользования: автомобили, автобусы, грузовики. Например, власти Парижа, Мадрида и Афин планируют запретить движение транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в центре этих городов. В Норвегии более половины всех автомобилей — электрические, а к 2025 году правительство страны намерено отказаться от продажи автомобилей, работающих на бензине.
Россию экологическая повестка тоже не обходит стороной. В августе 2021 года правительство приняло решение поддерживать производство и использование электротранспорта до 2030 г.
Популяризация электротранспорта, развитие зарядной инфраструктуры, отказ от «традиционных» автомобилей – все эти изменения требуют тщательного анализа и планирования. Как имитационное моделирование может помочь?
Развитие электротранспорта
На Конференции ООН по изменению климата, прошедшей в 2021 году, главы государств и представители автомобильной отрасли договорились прекратить продажу транспорта с ДВС к 2040 году. В связи с этим BloombergNEF [PDF, англ.] проанализировал мировой рынок автомобилей: продажи транспортных средств на альтернативном топливе в 2021 году уже превысили продажи 2020 года на 80%.
В России правительство недавно приняло Концепцию развития электротранспорта на период до 2023 года, чтобы стимулировать производство и продажи электромобилей. Таким образом, за счет снижения объемов выхлопов от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, правительство стремится улучшить экологическую ситуацию.
В рамках Концепции планируется выпускать больше электромобилей, электробусов, троллейбусов, электрических микроавтобусов, грузовых автомобилей и мотоциклов. Для них к 2030 году откроют более 70 тыс. электрических и 1 тыс. водородных заправок.
Чтобы увеличить продажи, правительство планирует ввести льготы на покупки электротранспорта в кредит, а для владельцев — бесплатный проезд по платным дорогам, разрешить движение по выделенным полосам для общественного транспорта и т.д.
Тенденция в сторону массовой электрификации транспорта вызовет изменения не только в автомобилестроении, но и других отраслях бизнеса, считают аналитики из McKinsey. Преобразования коснутся работы цепей поставок и дальнейшего развития электроэнергетики.
Как управлять изменениями?
Чтобы адаптироваться к изменениям, важно тщательно планировать работу и принимать решения на основе данных. Имитационное моделирование — это технология, которая помогает анализировать работу системы и предсказывать ее дальнейшее развитие. Иными словами, это то, что нужно для поддержки принятия решений на стремительно меняющемся рынке автомобилей.
AnyLogic – это инструмент для имитационного моделирования, который поддерживает любые комбинации трех основных подходов: агентного, дискретно-событийного и системно-динамического. Благодаря этой особенности вы можете моделировать системы с разной степенью детальности: от глобальных изменений на рынке до неявных взаимосвязей между элементами.
Проекты
Посмотрите, как компании моделируют:
- электрификацию общественного транспорта — SimPlan;
- спрос на электромобили и развитие заправочной инфраструктуры — General Electric;
- доставку заказов с помощью электрогрузовиков — EDF.
Исследования
- Моделирование поведения водителя электромобиля с использованием агентного метода — Б. Кок, Recargo, Inc.
- Моделирвоание грузоперевозок на дальние расстояния (англ.) — Д.С. Ютомо, A. Гриптон, П. Грининг.
- Моделирование доставки продуктов с помощью электрических грузовых фургонов (англ.) — Д.С. Ютомо, A. Гриптон, П. Грининг.
Кроме непосредственного передвижения электромобилей, можно моделировать, как внедрение нового типа транспорта и развития инфраструктуры электрозаправок повлияет на экономику региона. Такой проект выполнили Д.Ю. Каталевский и Т.Р. Гареев для Калининградской области – прогнозирование развития автомобильного электротранспорта на уровне региона [PDF].
В другом проекте Шорш Хейхенаар из компании CGI Consulting исследовал роль электромобилей в развитии «умных» сетей электроснабжения (англ.).
Имитационное моделирование дает возможность анализировать влияние, которое электрификация транспорта оказывает на любую сферу деятельности человека. В AnyLogic Cloud вы найдете множество моделей на эту тему. Вот, например, работы специалистов из компании ZEnMo simulations: модели Науда Лооманса и Питера Хогевена.