AnyLogic для школ: интервью с авторами курса

AnyLogic для школ: интервью с авторами курса


С недавнего времени AnyLogic преподают не только в университетах, но и в школах. В прошлом году вышел учебно-методический комплекс по информатике для старшеклассников, частью которого является практикум с задачами по имитационному моделированию, выполняемыми на AnyLogic. Специально для этого учебника была создана версия AnyLogic для школ, распространяемая бесплатно вместе с пособием.

Авторы учебных материалов, Илья Калинин и Надежда Самылкина, сотрудники московских педагогических вузов со многолетним стажем преподавания, утверждают, что несмотря на новизну идеи преподавания имитационного моделирования в школе, за короткое время она уже заслужила одобрение многих учителей и учеников и продолжает распространяться. Наша беседа с авторами приведена ниже.

Как у вас появилась идея включить задачи по имитационному моделированию в школьный задачник–практикум? Есть ли у вашего задачника аналоги?

Изначально у нас возникла идея вообще включить имитационное моделирование в углубленный школьный курс информатики для старшеклассников, которые планируют в будущем связать свою профессию с ИТ-отраслью. Практикум – это логическое продолжение главы учебника информатики.

На самом деле, раньше в тех школьных курсах, где вообще упоминали об имитационном моделировании, оно рассматривалось очень скупо и скорее как общий прием. Когда мы готовили главу "Моделирование", то даже беглый просмотр профессиональных ресурсов показал, что тема заслуживает гораздо большего внимания.

Аналогов нашего задачника для школы мы никогда не видели. Надо сказать, что одним из очень важных условий его написания стала доступность комплексного, отлаженного и продуманного инструмента. Разрабатывать что-то подобное только для школьной практики нереально.

Для чего, на ваш взгляд, школьникам нужно изучать имитационное моделирование?

Во-первых, для того, чтобы знать, что оно есть, и какие задачи оно позволяет решать. Повторимся, оно вообще практически не рассматривалось в школе, что, на наш взгляд, в корне неправильно. Во-вторых, это нужно, чтобы формировать общую культуру моделирования и принятия решений, когда сначала нужно обдумывать последствия и составлять план, а уже потом – действовать.

Как идея была воспринята учителями? Сколько школ используют задачник и AnyLogic?

Учителями, освоившими среду – положительно. И тут большую роль играет именно наличие отличного инструмента – среды AnyLogic, который сразу отвечает на вопрос: "А как нам этим заниматься?". Учителя, работающие с сильным контингентом учащихся, готовы к переменам и постоянно повышают свой профессиональный уровень. Сейчас у нас есть запросы на специальные курсы для освоения практикующими учителями среды AnyLogic с нуля.

Точно оценить количество школ, использующих наш УМК, сложно, поскольку он новый и сильно отличается от имеющихся в школах, но по нашим подсчетам уже более пятидесяти школ преподают моделирование на AnyLogic.

Как сами ученики восприняли задачи по ИМ из практикума?

В тех школах, откуда мы получали обратную связь, восприняли очень хорошо. И задачи, и инструмент работают именно так, как мы и надеялись – они дают пространство для эксперимента, визуализируют и задачи, и их решения. Учащиеся получают возможность решать самые актуальные задачи без сложного математического аппарата. Тех, кто программирует, также вдохновляет возможность работать непосредственно с кодом.

Каковы ваши дальнейшие планы касательно практикума и его развития?

Мы изучаем типовые затруднения и ошибки, ищем новые задачи. Скорее всего, в электронную версию УМК войдут и некоторые задачи по оптимизации.

Как вы видите перспективы распространения обучения ИМ в школах?

Интерес к возможности использовать современный профессиональный продукт для имитационного моделирования уже в старших классах школы, безусловно, возрастает. Студенты педагогических вузов осваивают среду AnyLogic и приходят в школу уже подготовленными. Востребован курс видеолекций для начинающих. В связи с этим очень радует, что новая версия AnyLogic PLE доступна для свободного использования в образовательных целях. Надеемся, что это поможет шире распространять саму идею моделирования.

Спасибо за интервью и удачи в вашей работе!

Спасибо!

Похожие материалы