Оценка планировочных решений станции “Киевская” Московского метрополитена

Оценка планировочных решений станции “Киевская” Московского метрополитена

Проблема

Московский метрополитен — самая загруженная метросистема Европы по годовому пассажиропотоку и один из самых динамично развивающихся видов транспорта в России. В Москве ежегодно строят новые станции метро, а также реконструируют существующие объекты метрополитена: ремонтируют вестибюли, организуют дополнительные входные группы на станциях и устанавливают новые эскалаторы.

Во время планирования работ по реконструкции зданий инженерам метрополитена нужно быть уверенными в правильности проектных решений. Так, на станции “Киевская”, одном из крупнейших транспортных узлов Московского метро, с пассажиропотоком в 30 000 человек в час, инженеры решили усовершенствовать существующие вестибюли для увеличения пропускной способности, а также заменить эскалаторные ленты и добавить дополнительный эскалатор при спуске на станцию Арбатско-Покровской линии. Для оценки проекта они обратились к консультантам Института развития транспортных систем (далее – ИРТС).

Консультанты должны были:

Для этого консультанты создали имитационную модель станции метро в AnyLogic.

video

Решение

На первом этапе была разработана имитационная модель существующего положения, которая включала в себя технологический процесс обслуживания пассажиров: от высадки пассажиров из электропоезда пригородного направления Киевского вокзала до их посадки в электропоезд метрополитена.

Чтобы приблизить модель к реальности и точнее отразить в ней поведение пассажиров, была проведена калибровка модели на основе натурных исследований. Консультанты уделили особое внимание поведению людей в толпе перед лестничными подъёмами и эскалаторами.

На основе готовой модели консультанты проанализировали различные варианты топологии входных вестибюлей и выбрали наиболее эффективные решения с перепланировкой зданий и без неё.

Моделирование работы вокзала
Существующее положение
Моделирование перепланировки архитектуры метрополитена
Без перепланировки архитектуры
Моделирование перепланировки архитектуры станции метро
С перепланировкой архитектуры

Консультанты также смоделировали сценарии работы эскалаторов во время их реконструкции, ввода дополнительных эскалаторов и эвакуации пассажиров. Они выяснили, что в случае одновременной работы трёх эскалаторов на подъём в час пик, выходной вестибюль не справится с пассажиропотоком: наступит момент, когда пассажиры будут скапливаться на сходе с эскалатора.

Результат

Скопление пассажиров на выходе с эскалатора

Скопление пассажиров на выходе с эскалатора

В результате консультанты предложили решения по организации работы вестибюлей станции как в штатном режиме, так и на период реконструкции, а также дали рекомендации по режиму работы пятого эскалатора при выходе в город к Киевскому вокзалу. Заказчик получил для дальнейших экспериментов модели с пользовательским интерфейсом, позволяющим изменять:

Применение технологии имитационного моделирования в отрасли

Консультанты компании ИРТС выполнили подобные проекты для 6 станций Московского метрополитена (“Алексеевская”, “Свиблово”, “Аэропорт”, “Волоколамская”, “Митино” и “Строгино”) и для 3 станций Петербургского метрополитена (“Новокрестовская”, “Дунайская” и “Беговая”).

Похожие проекты

Другие истории успеха