Оценка пропускной способности больничного стационара

Проблема:

При проектировании современных больниц специалисты сталкиваются с огромным количеством важных вопросов и решений. В шведском Стокгольме строилась новая узкоспециализированная больница, и местное управление здравоохранения задалось вопросом, сможет ли больница обслуживать нужное количество пациентов при текущих инвестициях и организационных планах. Специалисты использовали AnyLogic для поиска ответов на свои вопросы.

В случаях, когда имитационное моделирование используется для решения сложных проблем, дело редко ограничивается построением одной модели. Правильное использование моделирования почти всегда поднимает уровень понимания проблемы и обсуждений среди участников процесса, что часто ведет к возникновению новых вопросов и необходимости расширения модели.

Первая версия этой модели фокусировалась на общей пропускной способности больницы и количестве обслуживаемых пациентов, а вторая версия позволила пользователям экспериментировать с политиками размещения пациентов в стационаре. Вторая версия также разделяла пациентов на разные клинические группы с характерными особенностями. Модель выступала инструментом поддержки принятия решений для приведения в соответствие ожидаемого спроса на медицинские услуги и возможностей ресурсов стационара.

Решение:

Чтобы эффективно решать проблемы реального мира при помощи ИМ, специалист, занимающийся моделированием, должен не просто иметь навыки в построении моделей, но и в первую очередь иметь хорошее понимание стратегических и операционных проблем отрасли (в данном случае – здравоохранения). Это дает ему возможность понять суть вопроса, интерпретировать и иногда даже переформулировать его, чтобы построить модель, которая приносит пользу. В этом проекте именно компетентность в сфере стратегического управления отраслью помогла специалисту по моделированию развить видение проблемы и изменить цель построения модели. Это позволило найти ответы на те вопросы, которые действительно требовалось задать.

Имитационная модель больницы

Первая версия модели больницы

До моделирования внимание администрации в основном фокусировались на различных подразделениях больницы (реанимация, стационар, операционные и т.д.), но не на больнице в целом. Это неправильный путь, т.к. больница является системой, при рассмотрении которой нужно брать в расчет взаимозависимости элементов. Модель позволила отразить этот системный подход.

В первой версии модели каждое отделение было представлено в упрощенной форме с использованием дискретно-событийного моделирования. В модели были отражены ключевые процессы и ресурсы каждого отделения, и отделения были связаны между собой, чтобы смоделировать перемещение пациентов между ними. Пользователи получили возможность экспериментировать с огромным количеством возможных сценариев, изменяя такие параметры, как спрос (входящие пациенты), количество ресурсов (кроватей, палат и др.), время исполнения процессов (время нахождения в стационаре, время проведения операции и др.) и стратегии (как пациенты должны перемещаться между отделениями).

Моделирование больницы

Вторая версия модели больницы

Вторая версия модели разделяла пациентов на клинические группы. Это было сделано для лучшего отражения их отличительных особенностей и индивидуальных случаев. Также такая архитектура позволяла определить, будет ли обслуживание требуемого количества пациентов всех категорий возможно при различных политиках организации работы. Эта модель визуально отличалась от первой, несмотря на схожесть логики – это было сделано для того, чтобы их можно было легко различить.

Обе версии модели рассматривали в основном материальные ресурсы, а не персонал. Такой подход был выбран, т.к. при принятии решений о строительстве и инвестициях более важно рассмотреть, какие ограничения именно материальные ресурсы накладывают на пропускную способность. Другой причиной был тот факт, что для лучшего моделирования работы персонала нужно брать в расчет расписания, стратегии планирования и категории компетенции. Это уместно в модели микроуровня, в то время как эта модель рассматривала больницу на мезоуровне.

Результат:

Модель предоставила статистику по количеству обслуженных пациентов и уровню использования ресурсов. Это помогло понять, будет ли вместимость больницы достаточной.

Моделирование помогло оценить производительность больницы в количестве проведенных операций, вылеченных в стационаре больных и т.д. при каждом тестируемом сценарии. Это позволило выделить и обсудить возможные риски и сложности, принимая во внимание показатели использования ресурсов.

Основные выводы, сделанные при помощи модели, подтвердили опасения многих участников работы – количество ресурсов было намного меньше требуемого. Однако модель позволила аргументировать это, и лица, принимающие решения, были вынуждены принять меры для решения проблемы.

В сложных вопросах, особенно когда существует конфликт интересов, наибольшая польза от использования моделей часто приходит от качественных, а не количественных результатов (хотя статистика тоже важна). Причины этого таковы:

Эта модель также послужила заготовкой для других моделей, когда задачей был анализ процессов в существующих больницах. Логика модели является общей для всех больниц. Ее использование позволяет планировщикам смотреть на больницу как на систему и определять, хорошо ли сбалансирована данная система.

Похожие проекты

Другие истории успеха