Определение лучшего планировочного решения для вагонов электропоездов

Проблема:




Крупнейшему предприятию России по производству пассажирских вагонов, Тверскому вагоностроительному заводу, требовалось оценить предлагаемые планировочные решения новых вагонов для электропоездов городского сообщения. Необходимо было сравнить время входа/выхода пассажиров для решений с разным количеством и шириной дверей и определить наилучший вариант планировки. Сравнение требовалось проводить на условиях максимальной нагрузки по пассажиропотоку. Компания ”ИТС-Консалтинг”, исполнитель проекта, выбрала имитационное моделирование как способ решения поставленной задачи.


Решение:

В качестве исходных данных заказчик предоставил 5 планировочных решений вагонов электропоездов.


Для определения оптимального варианта планировочного решения вагона проводился комплексный анализ по следующим показателям:

  • время полного заполнения вагона;
  • время эвакуации из вагона;
  • время пассажирообмена на станциях;
  • средняя длина пути при выходе из вагона;
  • плотность населения вагона.

Для имитации процесса перемещения пассажиров по вагонам была использована пешеходная библиотека AnyLogic вместе с 2D и 3D-анимацией, позволяющей наглядно представить происходящее.


Для повышения реалистичности модели пассажиры подразделяются на несколько категорий (обычный пассажир, пенсионер, пассажир с багажом), каждая из которых имеет поведенческие особенности, включая алгоритм “уступить место”.


Вагон с тремя дверями: вид сбоку и сверху
Вагон с тремя дверями: вид сбоку и сверху

В модели реализован случайный порядок заполнения вагона, максимально приближающий поведение пассажиров в модели к реальным условиям работы городского транспорта. Вследствие этого, сформированные результаты были основаны на средних значениях исследуемых показателей при 50-ти прогонах модели.




Результат:




При помощи встроенного в AnyLogic блока ”карта плотности” модель показала, что для всех сравниваемых планировочных решений характерна высокая концентрация пассажиров вблизи входных дверей. Однако, при 3-хдверных планировках более эффективно используется пространство между дверными проёмами.


Благодаря использованию пешеходного моделирования, консультанты пришли к выводу, что минимальное время полного наполнения, высадки/посадки на станциях и эвакуации обеспечивает 3-хдверное планировочное решение с шириной дверных проемов 1400 мм. Бо́льшая свободная площадь 3-хдверных вагонов позволяет эффективно и с бόльшим комфортом осуществлять перевозку в часы пик, и в то же время в непиковые периоды обеспечивает пассажиров необходимым количеством сидячих мест.



Результаты моделирования были использованы при создании прототипа новейшего российского электропоезда ЭГ2Тв, который планируется к использованию на строящейся Московской Кольцевой Железной Дороге (МКЖД).


Ознакомиться с еще одним проектом, выполнявшимся для МКЖД компанией "ИТС-Консалтинг" с помощью пешеходоного моделирования AnyLogic, можно на нашем сайте - тогда консультанты моделировали пассажиропотоки в одном из создающихся пересадочных узлов дороги.

Другие проекты

  • AnyLogic моделирует пассажиропоток на вокзалах к Олимпиаде Сочи-2014
    НИИАС, организация, специализирующейся на управлении движением и инфраструктурой железных дорог, смоделировала 5 вокзалов для совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис, строящейся для Олимпиады в Сочи.
  • Моделирование пассажиропотоков в пересадочном узле Малого кольца Московской железной дороги
    Запуск пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги должен снизить напряжение на дорожную сеть Москвы и разгрузить метро. Многие станции этой дороги будут связаны с метрополитеном и радиальными ветками железной дороги с помощью транспортно-пересадочных узлов. Пассажиропотоки на одном из будущих узлов были смоделированы при помощи AnyLogic компанией «ИТС Консалтинг» для ОАО «МКЖД».
  • Моделирование пассажиропотоков в аэропорту Франкфурта
    Аэропорт Франкфурта, крупнейший международный авиационный узел, внедрил систему активного управления терминалом для контроля пассажиропотоков с помощью динамических электронных табло. Система основана на измерении текущего пассажиропотока и прогнозировании его изменений посредством симуляционной модели, разработанной с использованием инструмента имитационного моделирования AnyLogic.
  • AnyLogic избавляет Эйфелеву башню от туристических пробок
    Управляющая компания Эйфелевой башни (SETE) использовала AnyLogic для оптимизации потока туристов на этой достопримечательности. При помощи моделирования специалисты пришли к выводу о нецелесообразности реконструкции смотровых площадок башни.
  • С AnyLogic через Ла-Манш
    AREP, дочерняя компания SNCF Gares & Connexions, разработала имитационную модель, оптимизирующую работу терминала «Transmanche» Северного вокзала Парижа. Главной целью было уменьшить время ожидания на пунктах контроля пассажиров. Модель позволила оценить возможные затруднения в этой зоне.
  • Simulating Bicycle Sharing System with the Help of AnyLogic System Dynamic Modeling
    Sustainable bicycle transportation systems have generated broad expectations and have recently attracted focus in the scope of urban planning by alleviating traffic congestion and reducing noise and air pollution. Such bike sharing systems are easy-to-use and generally promoted by the public administration, operating by advertisement companies, transportation operators and, and public organizations.
  • Using Pedestrian Library to Create a New Look for an Art Gallery
    Fair Dynamics, a Milan based consulting company with a distinct aspect towards simulation modeling, was engaged in developing The Ametria project, a contemporary art exhibition held in the Athens’ Benaki Museum. AnyLogic simulation modeling let engineers see where the artworks could be placed, as well as show how people could move inside the gallery.