Определение лучшего планировочного решения для вагонов электропоездов

Проблема:




Крупнейшему предприятию России по производству пассажирских вагонов, Тверскому вагоностроительному заводу, требовалось оценить предлагаемые планировочные решения новых вагонов для электропоездов городского сообщения. Необходимо было сравнить время входа/выхода пассажиров для решений с разным количеством и шириной дверей и определить наилучший вариант планировки. Сравнение требовалось проводить на условиях максимальной нагрузки по пассажиропотоку. Компания ”ИТС-Консалтинг”, исполнитель проекта, выбрала имитационное моделирование как способ решения поставленной задачи.


Решение:

В качестве исходных данных заказчик предоставил 5 планировочных решений вагонов электропоездов.


Для определения оптимального варианта планировочного решения вагона проводился комплексный анализ по следующим показателям:

  • время полного заполнения вагона;
  • время эвакуации из вагона;
  • время пассажирообмена на станциях;
  • средняя длина пути при выходе из вагона;
  • плотность населения вагона.

Для имитации процесса перемещения пассажиров по вагонам была использована пешеходная библиотека AnyLogic вместе с 2D и 3D-анимацией, позволяющей наглядно представить происходящее.


Для повышения реалистичности модели пассажиры подразделяются на несколько категорий (обычный пассажир, пенсионер, пассажир с багажом), каждая из которых имеет поведенческие особенности, включая алгоритм “уступить место”.


Вагон с тремя дверями: вид сбоку и сверху
Вагон с тремя дверями: вид сбоку и сверху

В модели реализован случайный порядок заполнения вагона, максимально приближающий поведение пассажиров в модели к реальным условиям работы городского транспорта. Вследствие этого, сформированные результаты были основаны на средних значениях исследуемых показателей при 50-ти прогонах модели.




Результат:




При помощи встроенного в AnyLogic блока ”карта плотности” модель показала, что для всех сравниваемых планировочных решений характерна высокая концентрация пассажиров вблизи входных дверей. Однако, при 3-хдверных планировках более эффективно используется пространство между дверными проёмами.


Благодаря использованию пешеходного моделирования, консультанты пришли к выводу, что минимальное время полного наполнения, высадки/посадки на станциях и эвакуации обеспечивает 3-хдверное планировочное решение с шириной дверных проемов 1400 мм. Бо́льшая свободная площадь 3-хдверных вагонов позволяет эффективно и с бόльшим комфортом осуществлять перевозку в часы пик, и в то же время в непиковые периоды обеспечивает пассажиров необходимым количеством сидячих мест.



Результаты моделирования были использованы при создании прототипа новейшего российского электропоезда ЭГ2Тв, который планируется к использованию на строящейся Московской Кольцевой Железной Дороге (МКЖД).


Ознакомиться с еще одним проектом, выполнявшимся для МКЖД компанией "ИТС-Консалтинг" с помощью пешеходоного моделирования AnyLogic, можно на нашем сайте - тогда консультанты моделировали пассажиропотоки в одном из создающихся пересадочных узлов дороги.

Другие проекты

  • AnyLogic моделирует пассажиропоток на вокзалах к Олимпиаде Сочи-2014
    НИИАС, организация, специализирующейся на управлении движением и инфраструктурой железных дорог, смоделировала 5 вокзалов для совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис, строящейся для Олимпиады в Сочи.
  • Моделирование пассажиропотоков в пересадочном узле Малого кольца Московской железной дороги
    Запуск пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги должен снизить напряжение на дорожную сеть Москвы и разгрузить метро. Многие станции этой дороги будут связаны с метрополитеном и радиальными ветками железной дороги с помощью транспортно-пересадочных узлов. Пассажиропотоки на одном из будущих узлов были смоделированы при помощи AnyLogic компанией «ИТС Консалтинг» для ОАО «МКЖД».
  • Моделирование пассажиропотоков в аэропорту Франкфурта
    Аэропорт Франкфурта, крупнейший международный авиационный узел, внедрил систему активного управления терминалом для контроля пассажиропотоков с помощью динамических электронных табло. Система основана на измерении текущего пассажиропотока и прогнозировании его изменений посредством симуляционной модели, разработанной с использованием инструмента имитационного моделирования AnyLogic.
  • AnyLogic избавляет Эйфелеву башню от туристических пробок
    Управляющая компания Эйфелевой башни (SETE) использовала AnyLogic для оптимизации потока туристов на этой достопримечательности. При помощи моделирования специалисты пришли к выводу о нецелесообразности реконструкции смотровых площадок башни.
  • С AnyLogic через Ла-Манш
    AREP, дочерняя компания SNCF Gares & Connexions, разработала имитационную модель, оптимизирующую работу терминала «Transmanche» Северного вокзала Парижа. Главной целью было уменьшить время ожидания на пунктах контроля пассажиров. Модель позволила оценить возможные затруднения в этой зоне.