Моделирование бизнеса: от описания к эксперименту Хромов-Борисов С. Н. Стратегический менеджмент. Сентябрь 2009г.

Выдежрка

"Первое, с чего мы хотим начать, это развенчать пару устойчивых заблуждений о бизнес-моделях и моделировании. Первое: моделирование — это удел ученых и инженеров, нечто далекое от повседневной управленческой практики. Второе: моделирование — это новомодное направление, базирующееся на компьютерной технологии. Так вот, руководители компаний, составляющие основную аудиторию нашего журнала, больше, чем кто-либо другой из менеджеров, занимаются моделированием бизнеса, причем ежедневно. Возможно, вы об этом не задумываетесь, но любой бюджет, любой бизнес-план — это модель, отвечающая определенным критериям. производственный план, система складского учета, организационная схема, описание бизнес-процессов, сегментация потребительских рынков — тоже модели из привычного управленческого набора. Подобно мольеровскому герою, не знавшему, что он всю жизнь говорил прозой, мы не замечаем, что профессионально занимаемся моделированием бизнеса.

Что касается моды и компьютеров, то понятно, что ни один современный менеджер не считает на счетах и не сводит баланс вручную на бумаге. Но все же сами управленческие модели и сущность моделирования реальности не зависят от применяемых инструментов. Основоположник современного бизнес-моделирования профессор Джей Форрестер свои первые модели рисовал карандашом на бумаге, а рассчитывал при помощи логарифмической линейки. Более того, не компьютеры породили моделирование как прикладную дисциплину. Как ни парадоксально это звучит, но все происходило скорее наоборот. Персональные компьютеры победили все другие виды «умного железа» благодаря появлению мощных средств моделирования, позволивших грамотному пользователю самостоятельно строить модели практически любой сложности. Догадываетесь, о чем речь? Это электронные таблицы. Именно забытая нынче программа VisiCalc способствовала первым массовым продажам Apple, а Lotus 1–2–3 и MS Excel—продвижению IBM PC в корпоративной среде. Если эта тема не нова, почему мы снова заводим разговор о моделировании? Дело в том, что все системы (а стало быть, и описывающие их модели) можно разделить на два класса: линейные и нелинейные или, говоря более простым языком, на статичные и динамические. Проблема в том, что весь известный современному руководителю инструментарий строится на статичных моделях, предсказательная способность которых весьма ограниченна. Даже если есть готовые формулы, вычислить поведение сложной системы «фирма + рынок» аналитическим путем невозможно, а уж в «завихрениях» современной экономики остается полагаться только на менеджерскую интуицию или начать, наконец, использовать динамические модели, о которых и пойдет далее речь…"

Загрузить полный текст статьи (PDF)