Агентное моделирование как средство анализа и прогноза спроса на энергоресурсы С.А. Суслов, М.А. Кондратьев, К.В. Сергеев. Проблемы управления, 2010, № 2, 46–52

"Экономико-математические методы появились задолго до создания компьютерных технологий. Это не могло не наложить отпечаток на классические теории. Вместо того чтобы строить модели отношений между взаимодействующими субъектами в обществе, ученые делали многочисленные попытки обобщить эти взаимодействия до макро-уровня, который хорошо описывался математическим аппаратом, доступным в то время.

Методы компьютерного имитационного моделирования получили значительное развитие в последние десятилетия. Последним достижением в этой области стало «агентное моделирование». Появилась возможность описывать социально-экономические взаимодействия и порождаемые ими процессы практически без упрощений в реалистичном виде.

Отражением результативности этого подхода является выделение в последние годы в составе различных общественных научных дисциплин самостоятельных направлений: «вычислительная экономика» (computational economics), «вычислительная социология» (computational sociology) и т.п. [1]

Поведение потребителей энергоресурсов в условиях рыночной экономики невозможно адекватно отразить без моделирования процессов принятия решений о переходе на более выгодный энергоресурс. При этом должны учитываться дополнительные затраты, экономическая целесообразность такого перехода, инерционность, мнения других участников рынка и т.п. Для учета этих факторов будем представлять потребителей энергоресурсов как индивидов, функционирующих на рынке энергоресурсов, рационально выбирая лучшие средства для достижения своих целей, учитывая при этом и другие, в том числе социальные факторы.

Такие индивиды являются единицами, принимающими решения, – агентами. Процессы, происходящие на рынке энергоресурсов, будут рассматриваться в модели как интегральная сумма всех индивидуальных решений агентов для прогнозирования спроса на энергоресурсы на основе агентной имитационной модели.

Агентная имитационная модель спроса на энергоресуры

С использованием агентного подхода оказывается возможным учесть в модели основное предположение социоэкономики, которое состоит в том, что люди принимают решения не только чисто рационально, но и на основе своих ценностных установок и эмоций. Агентный подход позволяет формализовать в модели множество факторов, которые оказывают влияние на принятие потребителями подобных решений, что, в конечном счете, сказывается на объемах и сроках переходов потребителей от использования одного энергоресурса к использованию другого, эквивалентного ресурса. Этот подход также позволяет учесть различные виды энергоресурсов и технические характеристики потребителей произвольного региона...."

 


Рис. Распределение видов агентов-кластеров в имитационной модели

Загрузить полный текст статьи (PDF)